Основательница бренда вязаных вещей и льняных изделий Loop, Мария Макарова, признается: еще каких-то 10 лет назад вязание ее вообще не вдохновляло. А сегодня у нее целых два “вязальных” проекта, у которых в сумме – почти 40 тысяч подписчиков в Инстаграме. Как дизайнер по образованию (да и призванию) взяла в руки спицы – и полюбила их и почему машинная вязка даже сложнее чисто ручной – в нашем интервью.
Мария Макарова, основательница проектов KidsKnits и Loop
“В магазинах было две крайности: либо “худо-бедно”, либо “розовое безумие”
Образование у Марии творческое: она – графический дизайнер с дополнительной специализацией “Фотографика”. А вот вязанием, признается девушка, до создания собственного бренда она не увлекалась.
– Конечно, кое-что я умела: в детстве меня учила вязать бабушка. Но в те времена это выглядело примерно так: полуакриловая пряжа, спицы, сделанные из спиц велосипеда… Никакой эстетики, – с улыбкой вспоминает собеседница. – А значит, ничего, что могло бы меня заинтересовать.
В 2010-х настала эра “инстаграмных” картинок. Параллельно с этим пришла мода на вязание: стали появляться красивые и удобные инструменты, качественная натуральная пряжа. А главное: вязаные свитера для малышей, которые еще вчера выглядели как “я тебя слепила из того, что было” (потому что именно из того, что было в ближайшем магазине их и вязали), вдруг приняли “взрослый” облик. По крайней мере, в интернете.
Детские изделия KidsKnits – проекта Марии
– Тогда я как раз ушла в первый декрет, и мне очень хотелось одевать своего ребенка красиво и интересно. Ну, знаете, с первым всегда так (смеется). А тут я в очередной раз листаю Инстаграм – и вижу аккаунты зарубежных мастериц, которые шьют и вяжут очень эстетичные вещи. И выглядят эти вещи совсем как “взрослые”: нейтральные цвета, никаких лишних рюшей и кружева. В то время как в местных магазинах было две крайности: либо “худо-бедно”, либо “розовое безумие”.
Что делать, если хочется как на картинке, а купить негде? Конечно, создать что-то свое.
– Вместе с подругой, которая хорошо шила, мы начали детский проект “Буба”. Собственно, именно тогда я пришла к вязанию и начала пробовать что-то сама. Мы видели: людям это нравится, ведь наши вещи не похожи на типичные магазинные. Но потом проект пришлось закрыть, и я организовала собственное дело – KidsKnits.
Изделия KidsKnits. Кстати, на фото позирует дочь Марии
“Месяца через два аккаунт из детского стал превращаться во взрослый”
Со временем к KidsKnits начали присоединяться и другие мастерицы – ведь на тот объем заказов, который поступал, одной пары рук уже не хватало. “Помню, приносила им пряжу в нейтральных оттенках – серый, шалфей. А они смотрели на меня и говорили: вы ИЗ ЭТОГО детям вязать собираетесь? Им же яркое нужно!” – смеется Мария.
Также она подключила к работе свою бабушку – ту самую, которая когда-то научила ее азам работы с пряжей.
– Как-то прихожу и говорю: бабушка, смотри, какие “бубочки” нашла – давай сделаем такие же! Узор не уникальный – он еще в 1970-80-е появился, назывался в простонародье “Шишечка”. Но очень понравился покупателям по всему миру. Да так, что примерно месяца через два наш проект из чисто детского стал превращаться во взрослый. Ведь многие писали: “А вы только на детей вяжете? Я тоже хочу “бубочный пухляш”!”
“Бубочный пухляш”: детский (слева) и взрослый (справа)
Мария отмечает, что они с бабушкой “колесо не изобрели”, но привнесли в узор кое-что свое. А именно – пряжу, которая и сделала “бубочки” такими, какими мы их сегодня видим.
– Я тогда закупалась в небольшом магазинчике, и в очередной мой визит туда девочки-консультанты говорят: “Маш, вот это турецкая пряжа, но посмотри еще на другую – итальянскую, меринос с альпака, мы немного привезли, она другая”. И правда, другая! Это была совсем новая технология, когда шнурок набивается пряжей, и получается такая пушистая, невесомая нить. И “бубочки” тоже из нее получаются очень воздушными – не такими, как на советских картинках.
Интересно, что чаще всего “бубочного пухляша” заказывали именно взрослые.
– Наверное, потому что он получился такой игривый, но в то же время лаконичный, – размышляет она и дополняет: – Это же так круто, когда ты, с одной стороны, идешь в серьезной, дорогой пряже – потому что альпака все-таки к люксу относится, а с другой стороны, ты вот такой “в бубочках и веселенький”. Мне эта ироничность очень близка, и я ее постаралась сохранить во всех изделиях – и во взрослых, и в детских. Поэтому у нас очень много вещей с забавной вышивкой.
Кардиган с вышивкой “Киты”. Когда-то он “взорвал” Инстаграм бренда – и мастерицам даже пришлось приостановить прием заказов. Лист ожидания тогда растянулся на три сотни человек
“У нас работают так, чтобы продать. А в Италии – “когда будет – не знаем, и вообще, у нас каникулы, до свидания”
Кстати, про пряжу: она действительно уникальна. Во-первых, это практически полностью натуральная нить: шнурок из полиамида набивается пухом мериносовой овцы и бэби альпака (нет, малыши альпака тут не при чем: “бэби” – это категория шерсти, самый тонкий и дорогой пух). Во-вторых, заказывает ее Мария напрямую у производителя.
Так выглядит пряжа в готовом изделии
– Очень долго мы просто выискивали этот артикул в разных стоковых магазинчиках, – делится она. – Но тут есть сразу две проблемы: в розницу покупать такую нить очень дорого и не всегда есть в наличии то, что хотят клиенты. То есть каждый раз – сюрприз: найду нужный цвет или нет? Я, помню, ставила будильник на обновление в магазине, чтобы первой купить ухватить эти две-три бобинки.
Кроме того, в один момент мы начали набирать популярность – и нами стали интересоваться “мелкие оптовики”, которые хотели заказать конкретное изделие в большом (по крайней мере, для нас) количестве – допустим, 10 одинаковых кардиганов. И тут я окончательно поняла, что надо искать другие варианты закупки пряжи. А точнее – выходить на саму фабрику.
Альпака с мериносом в шнурке
Это, признается Мария, оказалось практически невыполнимой миссией. Ведь на ее письма итальянцы… не отвечали.
– Сотрудничество с ними стало для меня стало настоящим открытием. Всё СНГ работает, чтобы продать, чтобы тебе было удобно. А итальянцы такие: этого цвета нет, а когда будет – не знаем. И вообще, у нас каникулы, до свидания, – смеется девушка. – Вышла на них я через официальных представителей фабрики в России. С последними тоже было непросто договориться: тот объем, который для нас был гигантским – скажем, 10-15 кг, для них – “на образцы”. Потому что вообще эта пряжа – машинная, рассчитана на промышленное производство. И все же организовать доставку удалось.
“Наши свитера – скорее, про эмоцию, а не про закрытие базовых потребностей в тепле и уюте”
“Шнурок” мастерицы используют для ручного вязания. Большая часть свитеров и кардиганов вяжется одним полотном, а не отдельными деталями. Мария уверена: так даже проще, ведь в процессе ты уже видишь изделие – и можешь сразу внести корректировки.
В Loop очень много моделей с интересной вышивкой
Есть у мастерской и еще несколько направлений. Например, вещи изо льна. Они “с изюминкой”: здесь закрытые швы (это, к слову, тоже “фишка” премиума). Также все готовые изделия проходят процесс умягчения на специализированном производстве. Вроде тот же лен, что у всех, но выглядит и ощущается на коже совсем иначе.
Льняные вещи Loop
А еще – машинная вязка. Чаще всего для нее используется более гладкая пряжа – например, 100% меринос, а само полотно получается тонким и идеально ровным (по сравнению с тем, что связано на спицах).
Несмотря на название, это тоже ручная работа, ведь за машиной сидит человек. И, отмечает Мария, машинная вязка кажется ей более трудоемкой.
– Для меня это вообще какой-то космос. У нас с машиной работает только две мастерицы: вязанию на машинах нигде не учат. На самом деле, это сложнейшие расчеты: я смотрю тетради с записями, а там какая-то тригонометрия просто! Сколько петель сюда, где надо сократить…
Почему тогда эти свитера – дешевле? Например, свитер с бубочками оверсайз может стоить около 390 рублей, в то время как меринос свободного кроя – 280 рублей. Мария поясняет, что суть именно в пряже: несмотря на натуральность, чистый меринос (как и хлопок, который недавно ввели в ассортимент) дешевле “шнурка”.
Свитера машинной вязки. Слева – из мериноса, справа – новинка из хлопковой нити
– Вообще у нас уже давно не спрашивают, “почему столько”. Давайте честно: свитер из премиальной шерсти – не хлеб, не вещь первой необходимости. Много чего уже изобрело человечество, что может быть в разы дешевле – и тоже греет. Наши свитера – скорее, про эмоцию, нежели про закрытие базовых потребностей в тепле и уюте.
“За один день определилась с названием, нарисовала логотип – и объявила о ребрендинге”
Не так давно мастерская пережила ребрендинг: помимо детского аккаунта KidsKnits появился и Loop.by (loop в переводе с английского – петля).
– Честно говоря, я давно задумывалась о том, чтобы разделить взрослое и детское, но не решалась, – признается Мария. – Как это воспримут люди? А потом за один день определилась с названием, нарисовала логотип – и объявила о ребрендинге. Думаю, получилось очень органично.
Зимой новому бренду исполнится уже 3 года
Сейчас в Loop трудится около 20 мастериц. Практически все они из Витебска (где живет и работает сама Мария) – потому что так проще контролировать процесс. И почти для каждой вязание – скорее хобби.
– Просто представьте, каково это – вязать по 8 часов в день, 5 дней в неделю, с ума сойти можно! – улыбается собеседница. – Это правда очень тяжелый труд. Поэтому наши мастера совмещают его с основной работой.
Команда проектов Loop и KidsKnits
Пока работа выстроена в основном в онлайне: заказы принимаются как на наличие, так и на индивидуальную вязку. Но, говорит Мария, ей очень хочется, чтобы со временем клиенты могли их изделия еще и пощупать.
– Все-таки мы работаем с шерстью, и многим важно, колется ли она? Поэтому стараемся периодически ездить на маркеты. А еще “поселились” недавно в Минске (в шоуруме “Утки-дудки”, пл. Свободы, 8-206 – Прим.редакции). Пока – в тестовом режиме, но, думаю, что, как минимум, продемонстрировать пряжу таким образом мы сможем.
Автор: Анастасия Величко, фото: из личного архива героини
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.