Если в конце рабочей недели вы чувствуете в организме острую нехватку радости жизни, гедонизма и красоты, мы спешим вам на помощь – с пилюлей “Дольче Вита”. Именно так, с отсылкой к маэстро Феллини, называется выставка, которая сейчас проходит в Национальном художественном музее. Мы сходили, вдохновились и собрали для вас десяток (из сотен!) удивительных вещей, в которых есть история, душа и шарм. 

Выставка Дольче вита 1.jpgОтсылка к образу героини из фильма Федерико Феллини “Сладкая жизнь” 

Про что выставка? 

Про способность во все времена, даже в самые тяжкие, любить жизнь, создавать красоту – и замечать ее во всем. Выставка объединила экспонаты Национального художественного музея с частной коллекцией стилиста Татьяны Федосовой: нарядами, аксессуарами, предметами быта и волшебными мелочами из жизни женщин разных эпох.

Выставка Дольче вита 2.jpgЭкспонаты выставки “Дольче Вита” 

– Идея выставки родилась из постоянных размышлений о природе красоты, о том, можно ли вывести формулу идеально прекрасного? – рассказывает куратор выставки Анна Кузнецова. – А еще из долгожданной поездки в Италию, после которой я в разговоре с подругой посетовала на то, что всем нам очень не хватает той самой итальянской “дольче вита”. Способности жить в моменте, видеть большое в малом и чувствовать себя счастливым просто так.

Эта выставка стала той самой возможностью замедлиться и, не погружаясь в тяжелую рефлексию, которой в нашей жизни стало так много, просто насладиться абсолютной красотой – красотой живописи, скульптуры и нарядов. 

Выставка Дольче вита 3.jpgЭкспонаты выставки “Дольче вита” 

Коллекционер Татьяна Федосова добавляет:

– К тому же у моды есть великая миссия, которую она выполняет на протяжении веков: раскрывать и показывать в новом свете такое произведение искусства как женщина. А еще мода не только отражает настоящее… Она имеет дар предвидения и может много рассказать тому, кто сумеет ее услышать.

Выставка Дольче вита 4.jpgГостей выставки, которые хотят узнать историю экспонатов от коллекционера, очень много 

Бальное платье с кринолином, 1860-е  

– Перед вами бальное платье из муарового шелка, который переливается на свету как перо павлина. Его пышность создает кринолин, который придумал французский модельер Чарльз Фредерик Уорт. До того, как появился кринолин, объем создавали фижмы и подъюбники: вся конструкция целиком могла весить около 20 кг! Такой вес носили на себе женщины: и силовые тренировки не нужны.

Выставка Дольче вита 5.jpg

В те годы было обязательным максимально затягивать талию и подчеркивать, насколько она тонка: 45 - 50 см, не более! Если это было необходимо, для создания дополнительного объема в области груди в зону декольте выкладывали свиную кожу… Ну, а бедра зрительно увеличивал кринолин. До него эту роль выполняли сразу несколько нижних юбок и фижмы – ходить было ужасно неудобно! Некоторые дамы в прямом смысле не помещались в дверной проем, ну а кринолин можно было сжать – и, к примеру, забраться в карету без происшествий.

Правда, без эксцессов все равно не обходилось. В ряде газет того времени можно было найти заметки: “На балу госпожа N обгорела: платье зажглось от горящих свечей / от огня в камине”. Если подружка пыталась помочь – увы, загорались обе. Иногда с летальным исходом.

Но есть история и о том, как кринолин спас жизнь.

Снова из газеты: “Дама N спрыгнула с моста…”

Почему спрыгнула? Поссорилась с любовником: могла заколоть его шляпной булавкой (тоже реальная история!), но решила уйти из жизни сама.

Но не получилось: пока летела, кринолин спарашютил – и дама неспешно и красиво, как осенний листок, долетела до воды… Ну, а в воде кринолин стал для нее настоящим спасательным кругом: дама выжила! 

Шелковое платье, 1910-1915-е 

– Говорят, что Поль Пуаре освободил женщину: снял с нее корсет. Слишком громкое заявление, но, действительно, во многом благодаря этому влиятельному модельеру x-образный силуэт сменился на прямоугольный.

Выставка Дольче вита 6.jpg

Но от этого жизнь женщины проще не стала: юбка, которая вошла в моду, была настолько узкой, что женщины падали на ходу.

Что придумали модницы? “Стреноживать” себя: чтобы случайно не шагнуть слишком широко и не упасть, они перевязывали чулки на ногах между собой – и аккуратненько, медленно семенили.

Правда, императрица Александра Федоровна Романова при своем дворе эту модную феерию прекратила: запретила ходить в юбках такого фасона, чтобы фрейлины работали, а не отлеживались с переломами. 

Вечернее платье с турнюром, 1880-е 

– Платье с турнюром или, как шутили, “с попой кентавра”, вошло в моду после кринолина. 

Бедных дам, которые в тесных корсетах падали в обмороки и гробили осанку… просто “разогнули” в противоположную сторону. Кстати, придумал турнюр всё тот же Чарльз Фредерик Уорт.

Выставка Дольче вита 7.jpg

Уорт шел на примерку к французской императрице Евгении, жене Наполеона III, когда увидел, как дама, которая подметала пол, подобрала подол своего платья, отвела его назад и заправила под юбку.

Новый, необычный силуэт так его впечатлил, что он тут же предложил идею самой императрице, а она, смелый экспериментатор, согласилась. Ну, а то, что ввела в моду сама императрица, каким бы странным ни казалось это решение, было обречено на успех. 

Атласное вечернее платье, 1980-е 

– Перед вами удивительная вещь: это роскошное изумрудное платье, искусно вышитое стеклянным бисером – творение известного британского модельера Мюррея Арбейда

Выставка Дольче вита 8.jpg

Он был знаменит своими вечерними нарядами для королевской семьи, в частности, для принцессы Дианы. 

Выставка Дольче вита 9.jpg

Он создал наряды, которые “народная принцесса” надевала на ужин с президентом Греции и на встречу с четой Бушей. А еще – одно из самых смелых платьев Леди Ди: черно-красное в стиле фламенко. И Диана, и Мюррей любили впечатлять и чудить! 

Чайное платье, 1910-е 

– А это платье из тончайшего шелка молочного оттенка – дань традиции “файв-о-клок”. Оно так и называлось – чайное, его надевали специально к чаепитию с дамами.

Выставка Дольче вита 10.jpgЧайное платье – справа

Есть версия, что английское чаепитие в 1830-м придумала аристократка Анна Бедфорд, для которой был невыносим длинный перерыв между обедом и ужином. Из раза в раз она просила принести ей в будуар чайничек чая с печеньем. После эту традицию переняли другие леди, и это стало модным.

Где мода – там и новые наряды. Чайный – это, по сути, что-то среднее между бальным платьем и домашним халатиком. И это единственная вещь с застежкой спереди, которую дама того времени могла надеть самостоятельно, не привлекая слуг.

Всё остальное время – её одевали. Переодевались дамы до 7 раз в день: платье визитное, обеденное, театральное, бальное… А с учетом того, что наряды были хитро сочиненные, со сложной системой застежек и множеством пуговок – на одно переодевание могло уходить до часа! Вот и представьте: 7 часов в день на то, чтобы переодевать платья! 

Духи Shocking Schiaparelli, 1937-й 

– Эльза Скиапарелли – гений и великий изобретатель в мире моды, о котором говорят незаслуженно мало. Она первая, кто придумала вязаные шапочки (правда, идею тут же украл американский делец – и стал миллионером), запатентовала цвет “shocking pink” почти за 100 лет до выхода фильма “Барби”, ввела моду на бантики, которые сегодня – во всех коллекциях мировых брендов, начала создавать жакеты с массивными плечами, в милитаристском стиле за два года до начала Второй мировой…

Выставка Дольче вита 11.jpgСтенд с творениями Скиапарелли

Ну, а перед вами – закрытый детский гештальт Эльзы. Дело в том, что ее мама постоянно сокрушалась: “Такая красивая старшая дочь! И такая некрасивая младшая…”

Младшей была – понятно – Эльза. И она безумно переживала: очень хотела понравиться маме! Ну, а мама обожала цветы… 

Так у 6-летней Эльзы появился план: сделать так, чтобы на месте ее лица, головы – вырос цветочный букет! Берет семена – и засыпает ими лицо: в нос, в глаза, в рот… Естественно, начала задыхаться. Мир мог потерять любимого дизайнера, если бы мимо в этот момент не проходила гувернантка Эльзы, которая, ругаясь на чем свет стоит, спасла ребенка.

Выставка Дольче вита 12.jpgПарфюм-закрытый гештальт

Спустя много лет она создаст собственный парфюм и особенный флакон для него – в соавторстве с самим Сальвадором Дали. За его основу они взяли слепок тела известной и эксцентричной актрисы Мэй Уэст (первой, кто публично, во весь голос, сказал слово “секс”). Ну, а вместо головы – цветы! Всё, как хотела Эльза. 

Бархатное платье с молнией, 1930-е 

– Это платье – отсылка к Скиапарелли, которая первой вставила в вечерние платья декоративную молнию. Тогда это был нонсенс и не столько даже вопрос удобства, сколько возможность продемонстрировать всем подружкам, что ты на пике моды. Потому что такого не было ни у кого!

Выставка Дольче вита 13.jpg

Вот и в этом бархатном платье с роскошными рукавами-фонариками молния не выполняет практическую функцию – она вшита в подол ради этакого франтовства. 

Выставка Дольче вита 14.jpg

Чтобы на рауте, красиво присев на банкетку, небрежно поправить платье, показать молнию… И все сразу поймут: “Эта – опять нас обскакала!” (улыбается). 

Винтажные туфли, 1928-й  

– Несколько лет назад на какой-то онлайн-барахолке я присмотрела эти туфли. 

Выставка Дольче вита 15.jpgТе самые туфельки – с краю, черные с золотом 

Продавец ими не слишком гордилась: “Поношенные, старые… Вроде бы аж с 1970-ых стоят. Тетушка жила в Италии, прислала оттуда посылку в БССР, но никому они по размеру не подошли”... И, к сожалению, решила их усовершенствовать перед передачей покупателю. Говорит: “У них застежки сломались, камни повылетали… Но вы не волнуйтесь, я сходила в мастерскую и всё заменила”. У меня упало сердце. (Улыбается).

Выставка Дольче вита 16.jpg

Но даже в “отреставрированном” виде туфли оказались чудесными, с историей. Насколько долгой – мы поняли лишь недавно, посетив выставку коллекционера обуви Назима Мустафаева. Мы обнаружили там ровно такие туфли, только с родной застежкой… Оказалось, что им скоро – 100 лет: они были созданы в 1928-м! 

Шляпка из птичьих перьев, 1920-е 

– На этой экстравагантной шляпке мы нашли бирку: “Братцевская птицефабрика”. Нас это, конечно, очень заинтересовало. Позвонили туда, спросили: “Делаете ли вы шляпы?”

Выставка Дольче вита 17.jpg

Там очень удивились: “Да никогда не делали! Мясо, яйца, перья для подушек… Всё”

И все-таки делали! Кто-то предприимчивый, воспользовавшись временной оттепелью – новой экономической политикой – наловчился создавать модные аксессуары прямо на птицефабрике. 

Платье из крепового шелка в стиле New Look, 1950-е 

– Яростной реакцией на лишения военных лет стала ультраженственность, роскошь, шикарные платья, на которые нужно было по 15 метров шелка… Людям очень хотелось жить, наслаждаться, видеть и осязать красоту.

Выставка Дольче вита 18.jpg

Это платье было создано как раз в тот период. Передала мне его белоруска, прочитав одно из моих интервью. Ее папа был чиновником в БССР и привез такую прекрасную, очень комплиментарную фигуре ткань из китайского города Харбина. 

Выставка Дольче вита 19.jpg

Платье создали в модном тогда силуэте New Look (элегантный и женственный стиль одежды, созданный Кристианом Диором в 1947 году). Но обратите внимание: силуэт расширяется книзу только за счет рисунка – это очень необычно! А дополняет образ еще одна необычная вещь: круглая сумочка-термос.

Еще больше удивительных и очень красивых свидетелей прошлого ждут вас на выставке: она будет работать в Национальном художественном музее до 7 апреля.

 

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.