Слоган молодого белорусского бренда Pink Punk родился прямо во время интервью: “Одеваем панков в люкс”. И здесь – лишь доля шутки! О том, как два года назад, во время дружеских посиделок на кухне, панк-бармен, айтишник и дизайнер решили создать собственный бренд (и у них получилось!) – читайте в нашем материале.
Создатели бренда – Дарья Хилько и Игорь Ануфриев
“Были месяцы, когда мы работали не просто в ноль, а в серьезный минус”
– Как это обычно бывает? Вечером на кухне, в хорошей компании, придумали стартап… А наутро о нем забыли, – смеется один из создателей бренда, Игорь Ануфриев. – В нашем случае вышло иначе. Уже на следующий день после наших посиделок, где в первый раз прозвучало “а давайте запустим свой бренд!”, мы начали вникать в то, как это сделать. Не успели опомниться – как отрисовали коллекцию, нашли помещение, создали аккаунт в инстаграме… И пошли первые покупатели!
Игорь рассказывает об этом так легко, что появляется много вопросов… От “а кто в этой компании – бармен, айтишник, дизайнер – составлял бизнес-план и считал деньги?” до “неужели всё было так гладко?”. Рассказываем.
– Деньги считал я! Кому их доверить, как не бармену? Если серьезно, у нас были и бизнес-план, и огромное подспорье – опыт нашей Даши (Дарья Хилько, дизайнер и сооснователь проекта, всю жизнь работает в сфере создания одежды – Прим.редакции), и личные сбережения, которые мы вложили в проект.
Я бы мог рассказать очередную историю про то, как “мы запустили бренд с $500 в кармане”... Знают, такое отлично залетает в Instagram. Но у меня подобные заявления вызывают только иронию.
Я после одного из таких роликов не поленился, посчитал: $500 ушло бы только на закупку тканей и таргет, благодаря которому мне попалось на глаза это видео… А производство, зарплаты для команды, аренда, если есть офлайн-магазин? Люди просто лукавят.
Этот бизнес требует вложений – и никто не гарантирует, что они отобьются. За эти два года, на которые выпал максимум турбулентных событий, у нас были месяцы, когда мы работали не просто в ноль, а в серьезный минус. Ну, и что делать? Закрываться, так толком и не открывшись, не заявив о себе? Или успокоиться, собраться с силами и продолжать – с надеждой, что станет лучше, что будет оттепель? Мы выбрали второе – и выплыли!
“Мы показываем покупателю: “Панк в тебе всё еще жив, и он может быть красивым и стильным”
За счет чего выплыли? Игорь и Дарья считают: за счет высокого качества, исключительного сервиса и концепции, которая оказалась близка покупателям от 14 до 40.
– ДНК, суть нашего бренда в самом названии, – говорит Игорь. – Панк – это отсылка к моему юношескому увлечению: я давно дружу с тяжелой музыкой. И, может быть, уже не зажигаю на фестах, но панк-философия мне по-прежнему близка: в ней много свободы самовыражения.
Как и в розовом цвете: он, на самом деле, совсем не “ванильный” и не привязан к гендерным стереотипам. В нем – протест против серости и скуки. Как и в тех вещах, которые мы создаем.
Это откликается как подросткам, так и людям старше 30, которые ценят одежду, в которой есть характер. Мы им показываем: “Панк” в тебе всё ещё жив, и он может быть красивым и стильным. Мы оденем твоего внутреннего панка в люкс” (cмеется).
Дарья отмечает, что при этом четкой привязки к определенной стилистике у бренда нет: есть как спортивные вещи, так и классика, как оверсайз, так и полуприлегающие силуэты, как цветовой минимализм, так и яркие, эксклюзивные принты. В создании новых моделей дизайнер полагается скорее на своё ощущение бренда и на запрос покупателей:
– За два года у нас уже появились абсолютные хиты. Например, наше пальто. Мы как планировали? Отошьем партию и, пока заработает реклама в Instagram, пока разойдутся первые образцы, спокойно выпустим следующую.
И тут, внезапно, первая же партия улетает за неделю! Без какой-либо рекламы. То есть люди просто видели наше пальто на улице, подходили и спрашивали: “Где вы это купили?”. Такая оффлайн-“сарафанка” в XXI веке – это, конечно, очень приятно. Только вот поначалу не успевали отшивать. Да и теперь периодически сталкиваемся с тем, что самых хитовых цветов (например, мокрый асфальт) не хватает: они улетают с вешалок, как только доезжают до магазина.
Такая же история с нашими унисекс-тренчами, за которые люди готовы вносить предоплату – и ждать отшива (у ребят уже есть собственное небольшое производство, – Прим.редакции), с оверсайз-косухами с бахромой, с лонгсливами и свитшотами, на которые нанесены разработанные нами принты… Видимо, люди действительно соскучились по вещам с индивидуальностью.
Ребята говорят, что им не раз предлагали сотрудничество маркетплейсы, но они не идут на это принципиально. Чтобы не размылась суть бренда и не потерялся особый подход к покупателю.
– Мы спокойно могли бы тысячами отшивать футболки универсального размера, продавать их на маркетплейсах и зарабатывать на этом. Но нам это не нужно: мы самодостаточны. У нас лимитированные коллекции, и наш покупатель ценит такой подход. Нам даже пишут иногда: “А сколько еще человек купили такой тренч?”.
Кроме того, в работе с маркетплейсами мы никак не можем отследить процесс упаковки, доставки и передачи товара покупателю. Вы и сами, думаю, знаете, в каком виде со складов приезжают вещи… “Мятый панк” – это не тот имидж, к которому мы стремимся (улыбается).
“Хочется, чтобы человек шел по Варшаве в нашем пальто, и прохожий подумал: “О, это Pink Punk”
Сервис у Pink Punk действительно исключительный: редко когда встретишь, чтобы вещь покупателю привозил основатель бренда – вместе с кофе в подарок.
– Почему нет, если это для меня не трудно? – пожимает плечами Игорь. – Я не привязан к офису, у меня свободный график, и я могу спокойно подстроиться под покупателя – и привезти вещь в удобное для него время и место. А заодно захватить какой-то милый подарок или кофе навынос. Мне это ничего не стоит, а человеку приятно.
Аналогично – с коммуникацией в Instagram. Мы отвечаем людям на сообщения в любое время. И не таким тоном, как будто это чат-бот, а искренне интересуемся тем, чего они хотят, и стараемся помочь.
Наверное, к нам поэтому притягивает таких же адекватных, позитивных людей, которые не устраивают скандалов ради скандала.
Например, был кейс: начал вылазить из тренча изософт (утеплитель – Прим.редакции). Человек спокойно написал об этом, мы, также спокойно, принесли извинения – и выслали ему совершенно новую вещь. А на производстве выяснили, почему так произошло, и приняли меры.
Сейчас у нас такая политика: мы отшиваем на собственном производстве сигнальный образец, который, по нашему мнению, сделан идеально. Передаем его на аутсорс и ставим задачу “сделайте точно также”. Этот вариант практически на 100% исключает проблемы: в чем-в чем, а в нашем качестве мы точно уверены.
Ребятам, в принципе, уверенности не занимать: они готовы покорять мировой рынок. И, когда видишь эти горящие глаза, думаешь: а может, и правда получится?
– Меня очень удручает, что в международном поле так мало громких, достойных брендов ассоциируется с Беларусью. Например, все знают, что обувь Dr. Martens – это Германия, Apple – США, Range Rover – Англия.
Мне хочется, чтобы в такой же тесной связке были Pink Punk и Беларусь. Чтобы человек шел, к примеру, по Варшаве в нашем пальто, и прохожий, увидев силуэт, качество ткани, логотип с котиком, подумал про себя: “О, это Pink Punk. Пальто из Беларуси”.
– Ну, вы же понимаете, что пока “пальто из Беларуси” – это Элема? Кстати, цены у вас сопоставимы.
– Да, и соревноваться с гигантами производства – глупо. Мы просто в разных нишах. Наш плюс в том, что мы, благодаря своим размерам, более легкие на подъем. Нам проще следовать трендам, открывать для себя новые ниши. Например, мы хотим подружить нашу одежду и IT-технологии, но расскажем подробнее, когда это станет реальностью.
А что касается цен… Да, пару раз мы получали фидбэк из серии “А что так дорого?”.
Во-первых, “дорого” – понятие относительное. Достаточно посмотреть на то, какие цены выставляют мировые бренды на продукцию того же качества… А во-вторых: наши вещи действительно столько стоят. Начиная с тканей – мы, когда покупаем их, просим не “подешевле”, не “аналог лучшего”, а “лучшее, что есть на рынке”. И заканчивая уникальностью того, что создает Даша. Мы ценим себя – и поэтому ценят нас.
Фото: Елены Таборко и из архива собеседников
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.