Само словосочетание “белорусский фэшн-бизнес” часто вызывает у обывателя улыбку: да он вообще существует? А если существует, где громкие показы, именитые дизайнеры и звездные модели с баснословными гонорарами? Обо всём этом мы поговорили с ведущим экспертом модной индустрии, продюсером Brands Fashion Show Ириной Николаевой (спойлер: получилось честно, весело и — моментами — довольно жестко).

image10.jpg

Ирина Николаева

“Тенденция, которая набирает обороты: привезти платья из ближнего зарубежья, отпороть этикеточки и пришить свои”

Ирина соглашается с тем, что белорусский фэшн-бизнес (не путать с легпромом) и правда “странный предмет: вроде бы есть, а вроде бы нет”.

— Я бы выделила несколько категорий. Первая, немногочисленная: люди, которые действительно имеют прямое отношение к фэшн-бизнесу. Один из ярких примеров: та же Алёна Горецкая, которая, с полным пониманием всех бизнес-процессов, смогла построить достойный бренд, известный как в Беларуси, так и за ее пределами.

image8.jpg

Кадр с показа Алены Горецкой во время Brands Fashion Show

Вторая категория: бизнес есть, а фэшн — нет. И в этом, кстати, ничего плохого нет! Просто у людей есть понимание, как делать деньги в сфере легкой промышленности — и они их делают без претензий на высокую моду. Мне этот честный подход импонирует.

Так работают многие дизайнеры и бренды в Бресте: достойные ткани, хорошая посадка, актуальные коллекции. Та самая история про “качественное белорусское”, которое так ценится в странах СНГ.

Третья: дизайнеры, которые безусловно талантливы, но даже не пытаются донести это до массовой аудитории — и не пытаются прийти к серийному производству. В чем-то я их понимаю: индивидуальный подход, уникальность вещей, некая “ламповость”... Но вот нежелания развиваться и двигаться вперед я понять не могу.

image3.jpg

Ну, и последняя категория — моя “любимая”. Тенденция, которая всё набирает обороты: взять чужие лекала, перекроить их и массово отшить, потом открыть один магазин (а можно и без магазина — просто в инстаграме просить “перевести деньги на карту”) и назвать себя дизайнерами. Или еще проще: привезти платья из ближнего зарубежья, отпороть этикеточки и пришить свои.

Об этой категории не говорят, потому что у нас в принципе не принято говорить о плохом, ведь это “свое”. А еще, наверное, из боязни, что с тобой больше не будут дружить, не позовут куда-то. Я к этому отношусь спокойно. Наверное, потому что сама не дизайнер и не трендсеттер, я про маркетинг и бизнес. И могу честно сказать: плохое остается плохим, даже если оно белорусское, - подчеркивает Ирина.

По ее словам, перечень тех, кто грешит этим, пополняется: например, ряд инстаблогеров активно развивают такие бренды, потому что, видимо, считают эту нишу простой и понятной.

– В целом, это действительно может быть довольно выгодно. Если ты продаёшь за 200 рублей платье, которое стоило тебе 20, то в принципе… Продал 10 — и тебе уже хорошо. Только вот: это точно не про фэшн. И хорошо, если про бизнес. 

Бич всей сферы: в нее всё чаще приходят люди, которые совершенно не понимают, что они делают и зачем. Люди, которые не разбираются в деталях.

image9.jpg

Кадр с Brands Fashion Show

А мода — это про детали всегда. Про строчку, про пуговицу, про подкладку, про бумагу для пригласительных, про внешний вид вешалок для одежды, про формат рассылок и правильную рассадку гостей. Если ты не разбираешься в этом, а просто пытаешься неумело использовать чужие наработки, получается отстой, - говорит эксперт. 

“Давайте не будем прикрывать безграмотность этим вечным “я творческий человечек”

Ирина в свое время придумала, как подружить “фэшн” и “бизнес” так, чтобы это было и полезно, и стильно:

— Идея Brands Fashion Show заложена в самом названии. Мы дали возможность организациям, которые не имеют прямого отношения к моде, прикоснуться к ней — как к виду искусства, и подружиться с аудиторией, которой это интересно. 

Вышло достойно: яркие коллаборации, мировые бренды, красивые показы. Проект пережил самые трудные годы — во времена ковида мы снимали шоу и выпускали их в режиме онлайн.

image6.jpg

У Brands Fashion Show получалось работать даже во время ковида

Сейчас мы взяли паузу. Дело в том, что многие дизайнеры уехали, большинство — не создали за последнее время полноценных, интересных коллекций. А для Brands Fashion Show нужна основа: свежие идеи, интересная одежда и чувство праздника. Должны гореть глаза и софиты. Уверена, всё это еще будет, как и новая глава в жизни Brands Fashion Show.

Нас часто спрашивают, когда мы вернемся, пишут, что соскучились. Думаю, дело не только в том, что белорусы изголодались по моде — им просто хочется выгулять красивые наряды. При отсутствии в стране светской жизни особенно остро хочется начать ее вести! – рассказывает Ирина Николаева.

image1.jpg

“Для Brands Fashion Show нужна основа: свежие идеи, интересная одежда и чувство праздника”

Несмотря на здоровый скепсис по отношению к тому, что происходит в модной индустрии Беларуси, Ирина искренне восхищается талантом белорусских дизайнеров и тем, что они создают:

— У каждого из настоящих дизайнеров есть то, в чем они безусловные звезды, то, что у них получается так, как ни у кого другого. Сразу оговорюсь, что вспомнить всех в рамках одного интервью не смогу. 

Но из тех, кто сразу пришел в голову: Наташа Ляховец — фантастический креатор: может за пару минут придумать шедевр. Не зря человек делает наряды для шоу Лазарева и Би-2. 

image2.jpg

Кадр с показа Натальи Ляховец

Юля Латушкина — ее вечерние наряды и костюмы выше всяких похвал.

image4.jpg

Кадр с показа Юлии Латушкиной

Ира Бойтик, Юля Гилевич — создают вещи с действительно интересным, концептуально-интеллектуальным дизайном. Лену Цоколенко — с ее летящими, шелковыми платьями — ни с кем не перепутаешь. 

Ваня Айплатов с его костюмами и фирменными медведями-сумками, в представлении не нуждается. Как и Паша Панаскин — с его рюкзаками и сумками в узнаваемых узелках, или Killtoday — с их необычными формами и смелыми деталями.

А есть ведь еще украшения: такие самобытные бренды как Vedovka, Mila Ignatik, Barbarella, бренды которые уже работают как малый бизнес  — и делают это круто: LSD, MURMUR, Muashop…

image11.jpg

Всех не перечислить! Есть у нас и сильные бренды, и громкие имена. И, кстати, связано это напрямую: как только называешь бренд, сразу вспоминаешь талантливого человека, который за ним стоял и серьезно в него вкладывался. Вот и ответ на вопрос, почему у них получилось, – говорит эксперт.

А почему не получается? Почему так много одаренных дизайнеров не могут создать успешный бренд — и, более того, попадают в финансовую дыру? У Ирины есть ответ:

— Наши ремесленники и дизайнеры очень часто не готовы входить в бизнес-отношения в принципе, с площадками, маркетплейсами — в частности.

Если ты хочешь выставить свой товар в каком-то концептуальном пространстве, будь готов, что 50 рублей из 100, которые ты выставил, ты отдашь ему. Чтобы оставить себе хотя бы 35, себестоимость твоего изделия должна быть… рублей 15. И при этом качество и дизайн должны быть такими, чтобы кто-то захотел купить его за 100!

У наших дизайнеров часто нет даже базовых знаний о себестоимости, продажах, налогах. И давайте не будем прикрывать безграмотность этим вечным “я творческий человечек”. Как-то же с покупкой хлеба в магазине творческий человечек справляется? Речь просто об отсутствии знаний.

Если ты решил всерьез заниматься бизнесом — учись читать законодательство и считать деньги. Либо будь готов платить команде, которая будет это делать за тебя.

История про “мы создали бренд со 100 долларами в кармане”, выстреливает крайне редко. И надо быть готовым к инвестициям, у которых как минимум 5 нулей — не в белорусских рублях.

“К детским модельным школам, которые появляются как грибы после дождя, у меня вопросов много”

С одеждой понятно, а что с теми, кто ее представляет? Почему в Беларуси так мало моделей, чьи имена на слуху?

— Чтобы модели становились звездами, должна быть выстроена профессиональная индустрия. Модельные школы должны “растить” звёзд, модели должны получать за свою работу достойные деньги, а главное — должны проходить показы.

Со всем этим у нас есть проблемы. Плюс пандемия сработала: посадила всех по домам, и многие уже не смогли вернуться на большой подиум.

Ну, и еще один нюанс: сам моделинг изменился. Сегодня в тренде не та классическая красота, к которой мы привыкли, а максимально необычные, самобытные типажи. Мы за этим трендом немного не успеваем, – говорит Ирина Николаева..

image5.jpg

Кадр с Brands Fashion Show

По ее словам, в индустрии появилось много случайных людей, школ, агентств, которые набирают учениц и ничему не могут их научить. 

– Когда речь идет о взрослых женщинах, которым всё происходящее нравится и они идут на это осознанно, я не против. Может, у человека и нет цели выйти на большой подиум — просто хочется поверить в себя, открыть новые грани своей личности — почему нет? Но вот к детским модельным школам, которые появляются как грибы после дождя, у меня вопросов много, - отмечает эксперт.

Ирина Николаева нарисовала практически типичную картину для таких “школ”.

– Некая леди или джентльмен решают открыть школу без какого-либо понимания, что за дисциплины там должны быть и кто их должен преподавать. Дети просто ходят туда-сюда по залу. Когда родители начинают требовать какое-нибудь шоу, с них требуют деньги — и делают “отчетный концерт”. Где мамы и бабушки, которые сами мечтали стать звездами подиума, падая на колени у сцены, делают фото детей. Которые очень и очень часто не получают никакого удовольствия от происходящего и вообще не хотят этим заниматься.

Ну, а самое худшее: много лет, за деньги родителей, им рассказывают в этих школах, какие они таланты и звёздочки… А потом — подростковый возраст, объективные требования к моделям, реальная жизнь… И часто это столкновение с реальностью бывает очень болезненным. 

image7.jpg

Кадр с Brands Fashion Show

Поэтому я за прозрачную и честную историю, в которой все адекватно оценивают то, что происходит: профессиональные модели идут в интересные для них проекты и получают за это деньги, а зрители — удовольствие от того, что они видят на подиуме, – говорит продюсер Brands Fashion Show.

Если вам тоже понравились прямота и юмор, с которыми Ирина говорит о модной индустрии Беларуси, порадуем вас: делать это она будет часто — на smartpress.by. Она приняла наше предложение стать приглашенным экспертом рубрики Fashion Club.

— Мне всё также интересен фэшн-бизнес и маркетинг, зарубежный опыт и его адаптация к нашим широтам. Интересно “растить” бренды и говорить о них.

Рассказывать буду не только о белорусских реалиях, но и о том, что происходит в мире — и почему это важно для Беларуси, – обещает Ирина Николаева.