Во всем мире растет избегание новостей, чаще избирательное. Меняют источники и форматы потребления новостей, неизменным останется то, что новости занимают огромную часть нашей жизни и влияют на нее. Как - ежегодно изучает специальный институт агентства Рейтер. Удивительно, но несмотря на разницу социальных и политических устройств разных стран, общие тенденции прослеживаются везде. Мы изучили ежегодный обзор мирового медиарынка Ника Ньюмана.
Для обзора было опрошено более 93 тысяч потребителей онлайн-новостей в 46 странах, охватывающих половину населения мира. К сожалению, данных по Беларуси нет, но мы исходим из того, что мировые тенденции доходят и до нас, хотя порой в измененном виде.
Где читают новости - источники получения новостей
По оценке Рейтер, мы достигли переломного момента: предпочтение социальных сетей (30%) теперь опережает прямой доступ (22%). Менее 1/5 пользуются новостными сайтами или приложениями, предпочитая доступ к новостям через социальные сети, поисковики или мобильные агрегаторы.
Причем эта тенденция имеет ярко выраженную возрастную зависимость. Пользователи старше 35 лет почти не меняют предпочтения доступа, а вот молодые пользователи (18–24 года) , так называемые “социальные аборигены”, выросшие в эпоху социальных сетей и приложений для обмена сообщениями, не заходят на сайты напрямую.
Что востребовано в новостном контенте?
Большинство потребителей ищут не “новые новости”, а актуальные статьи, которые помогают разобраться. Авторы исследования считают, что на фоне технологического прорыва в области искусственного интеллекта, который угрожает персонализированным, но потенциально ненадежным контентом, для журналистики как никогда важно выделяться точностью, полезностью и человечностью.
Любимые новостные форматы
Большинство по-прежнему предпочитают читать новости (57%), а не смотреть (30%) или слушать их (13%), но молодые люди (до 35 лет) с большей вероятностью слушают (17 %), чем старшие группы. Возможность выполнять несколько задач одновременно, слушая новости, кажется особенно привлекательной для тех, кто вырос со смартфонами и наушниками.
В долгосрочной перспективе исследования показывают, что произойдут значительные изменения в поведении аудитории:
- предпочтение более доступных, неформальных и развлекательных форматов новостей на таких платформах, как YouTube, Instagram и TikTok
- визуальные и аудиоформаты не заменят текст, но в ближайшее десятилетие увеличат аудиторию
- агрегаторы превалируют над прямым доступом.
Интересный момент: внимание пользователей сместилось к приложениям, которые предлагают меньше возможностей для размещения ссылок.
Для большинства людей, независимо от возраста и страны, основная цель состоит не в том, чтобы сделать свою информационную ленту более увлекательной, а в том, чтобы сделать ее более надежной, менее токсичной.
Растет избегание новостей, чаще избирательное
Уменьшилось число читателей, которые постоянно читают новости. В 2023 году менее половины (48%) назвали себя “очень или чрезвычайно” заинтересованными в новостях, по сравнению с 63% в 2017 году. Доля тех, кто заявляет, что за последнюю неделю не читал никаких новостей в этом году снова увеличилась во всех странах.
Доля тех, кто “часто или иногда” избегает новостей, составляет 36% на всех рынках. Исследователи называют эту цифру “близкой к рекордно высокому уровню” и разбили ее на две группы:
- Те, кто пытается периодически избегать всех источников новостей, меньше интересуется текущими событиями в пользу “позитивной журналистики”
- Те, кто пытается ограничить использование новостей в определенное время или по определенным темам.
Интерес к новостям ниже среди женщин и молодежи, причем падение наиболее сильное в странах, характеризующихся высоким уровнем политической поляризации.
Новости, которые слишком часто повторяются или считаются “эмоционально истощающими” часто игнорируются в пользу чего-то более воодушевляющего.
Исследователи интерпретируют это как желание, чтобы новости были менее депрессивными и более легкими для понимания.
Доклад изучила Юлия Кочубей
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.