Автомобильная индустрия уже достаточно давно вошла в эпоху, где кнопки на приборной панели почти исчезли, и автомобиль стал требовать особого внимания. Искусственный интеллект не просто сел за руль – он потихоньку вытесняет водителя в пассажирское сиденье.

От голосовых помощников, которые давно перестали стесняться своих рекомендаций, до систем, способных заблокировать двигатель, если определят, что водитель устал или с похмелья. Конечно, интеллектуальные помощники готовы и более прозаическим действиям, как, например, самостоятельно объехать пробку. ИИ меняет всё, даже философию вождения: теперь не водитель единолично управляет машиной, а водитель и синтетический разум совместно. Но вот насколько паритетны такие отношения – тот еще вопрос.
Голосовые помощники нового поколения: Gemini от Google
В середине мая на конференции Google I/O 2025 публика впервые услышала голос Gemini – ИИ-помощника, встроенного в автомобили с операционными системами Android Auto и Android Automotive. И если раньше голосовой интерфейс был чем-то вроде вежливого автоответчика, то теперь он стал собеседником: ему можно пожаловаться на погоду, заказать кофе в кофейне по пути, спросить, где есть ближайший шиномонтаж – он выполнит любой каприз водителя. ИИ сейчас не просто озвучивает записанные голосовые ответы, а способен общаться. При этом Gemini понимает более 40 языков и подключен ко всем цифровым привычкам водителя, в том числе Google-картам и Google-календарю, YouTube Music и Spotify.
Интересно, что Gemini не просто реагирует на команды – он обучается, анализируя стиль общения водителя и предлагая персонализированные рекомендации. Например, если вы каждый вечер просите включить в машине фоновую музыку или, садясь в машину, включаете любимую радиостанцию, к следующей поездке он сделает это сам, без напоминаний.
Под "интеллектуальные реформы" первой подставила бампер компания Volvo: Gemini получил флагманский электрический внедорожник EX90, а сама компания стала VIP-партнером Google. К концу года новые Volvo EX90 будут оснащаться новейшей операционной системой Android 15, а не за горами и анонсированная интеграция с Gemini.
ИИ в производстве: оптимизация процессов и снижение затрат
Искусственный интеллект оказался не только умным, но и выгодным. Так, последний годовой отчет Rockwell Automation, крупнейшего поставщика технологий промышленной автоматизации и цифровой трансформации свидетельствует, что 64% автопроизводителей считают цифровую трансформацию главным приоритетом, причем автоматизация на основе ИИ лидирует с большим отрывом.
К примеру, Ford уже инвестировала более $7 миллиардов в “Blue Oval City” – завод, где уже используется машинное обучение при производстве аккумуляторов для электромобилей.
На Tesla Gigafactory уже давно используют роботов, обученных с помощью искусственного интеллекта, что экономит 30% времени, которое затрачивается на сборку автомобилей.
Компания General Motors совместно с Google Cloud AI не просто ремонтирует оборудование, когда оно ломается. Они теперь используют своего рода оракул, “предсказывающий” будущие поломки – прогнозная аналитика позволяет устранять неисправности еще до того, как они заявят о себе, экономя время, ресурсы и нервы механиков.
В производстве все чаще применяют технологии компьютерного зрения, которые позволяют мгновенно находить дефекты кузове или шасси. В Kia, например, тестируют систему, которая фиксирует погрешности на стыках панелей, сравнивая их с эталонной моделью за доли секунды. Что касается использования ИИ в логистике и моделировании процессов, это происходит уже сплошь и рядом – за короткое время эти технологии стали почти такими же обычными для большинства производств, как сварка или покраска.
ИИ в автопроме России и Беларуси: без автопилота не обошлось
В продвинутые китайские автомобили уже давно устанавливают системы, которые не только знают дорогу лучше водителя, но и способны распознать его усталость еще до того, как он сам ее почувствует – технологии, до активного применения которых нашим автопроизводителям еще предстоит дорасти.
Пытаясь быть в тренде, российская компания Ntech Lab разработала первую в России систему распознавания лиц, которая будет устанавливаться на электромобили Atom.
В российских столицах внедряются интеллектуальные алгоритмы управления трафиком: меньше пробок – больше порядка, а система "ПРОСобытие" призвана фиксировать ДТП, нарушения и подозрительное поведение водителей на дороге.
Компания Evocargo в 2020 году выпустила футуристический беспилотный грузовик, в котором вообще нет места для водителя, в январе этого года началась коммерческая эксплуатация беспилотника "ЭвоКарго" на одном из российских предприятий – пока для локальных перевозок на короткие расстояния.
Беспилотный грузовой автомобиль “ЭвоКарго”
С 2023 года по трассе М-11 "Нева" Москва – Санкт-Петербург организованы беспилотные грузовые перевозки: 30 "умных" грузовиков за 2024 год проехали 3 млн километров и перевезли больше 330 тысяч кубометров грузов.
В Беларуси дела идут не хуже. В Минске и других городах тестируются интеллектуальные транспортные системы и автономные модули движения, МТЗ совместно с Национальной академией наук разработали беспилотный трактор Belarus A3523i, автономные модели большегрузных самосвалов есть и у БелАЗа, а “БКМ Холдинг” работает над беспилотным трамваем. Но выпускать беспилотники на дороги Беларуси пока не планируется – для этого, даже при наличии соответствующих машин, требуется создание цифровых копий дорог, по которым они будут двигаться.
Беспилотный трактор Belarus A3523i. Фото Людмилы Николайчук @av.by
Искусственный интеллект в автоиндустрии – как амбициозный стажер: быстрый, умный, но нуждается в четких инструкциях. Требуются единые стандарты, надежная защита данных и новые правила игры. А с этим пока не все гладко: вопреки желаниям рынка, законодательство все еще отстает, сдерживая глобальное проникновение ИИ в автопром и связанные с ним сферы. Но тенденция расширения сферы использования искусственного разума продолжит проникать в автомобили, делая вождение безопаснее, производство – быстрее, а сервис – умнее. Даже если за рулем автомобиля будет уже не человек.
По мере развития технологий водители всё больше доверяют машинам решения, которые еще десять лет назад казались фантастикой. И в этом — главный вызов: научиться жить в мире, где автомобиль знает тебя лучше, чем твой механик.
Автор Владимир Фалалеев
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.

