"Вы экстраверт или интроверт? Этот персонаж вы и есть? Вы лучше работаете, когда грустите?" – гости засыпали вопросами Константина Селиханова, сравнивали свои впечатления, удивлялись интерпретации художника. 17 работ известного белорусского скульптора, графика Константина Селиханова в разных техниках на полтора месяца поселились в редакции Смартпресс (в формате Art at Work) в рамках совместного с клубом "Факультатив" проекта smART.
– Что может быть лучше, чем в пятницу вечером рассуждать об искусстве? – говорит художник, пока гости собираются в офисе Smartpress.by. – Рад, что оказался в такой приличной компании.
Константин Селиханов на фоне графической серии “Элегия Севера”.
В центре слева направо: коммерческий директор компании “Сигмаполюс” Марина Стаховец, посол Турции Гючлю Джем Ышик и его супруга Селва Ышик
Дипломаты, представители бизнеса – желающих увидеть работы Константина Селиханова пришло так много, что редакции пришлось переставлять мебель. А гости сразу заговорили о высоком и вечном.
– Надеюсь, сегодняшний день, благодаря этим ироничным, глубоким, саркастичным, иногда даже грустным работам, станет гораздо более осмысленным, - заметила главный редактор Юлия Кочубей, открывая персональный проект Константина Селиханова "Игры с "великими".
Главный редактор Smartpress.by Юлия Кочубей
Временный поверенный в делах Израиля в Беларуси Цви Миркин
Поверенный в делах Франции в Беларуси Людовик Руайе (слева) и директор Смартпресс Вячеслав Зенькович.
Зачем художник поставил в один ряд писсуар с картиной Веласкеса?
Арт-объекты серии "Эрос и Танатос", графическая серия "Элегия Севера", литографии "Ландшафт", скульптура "Башня" – всего в офисе Смартпресс представлено 17 работ художника.
– В рамках этого проекта для нас Константин раскрывается по-новому, – говорит куратор проекта, искусствовед Дарья Пушко. – Кто-то его знает как художника, графика, другие как автора городских скульптур, которые можно встретить в парке возле Оперного театра, на улице Октябрьской.
Куратор арт-проекта Дарья Пушко (слева), Константин Селиханов и руководитель клуба “Факультатив” Татьяна Пушко.
Фрагмент работы “Элегия Севера”
Глава Представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир Августинский и атташе по культуре посольства Германии Анне-Мари Мис
Самостоятельно интерпретировать работы, наполнять своими смыслами и визуальными параллелями - это одно из любимых занятий гостей наших арт-проектов. Например, в “Краткой истории искусств XX века” многие заметили, как Селиханов уравнил "Фонтан" Дюшана и "Портрет придворного карлика" Веласкеса. Это он намеренно? Почему именно такой выбор? Разместить писсуар рядом с работой Веласкеса – это издёвка?
Художник возле “Краткой истории искусств XX века”.
Советник посольства Чехии Петр Галакса (в центре).
Временный поверенный Германии Михаэль Новак (слева) и Временный поверенный в делах Израиля Цви Миркин.
– Вспоминаю нашу Академию искусств, где нам, студентам, о современном искусстве не рассказывали ничего. Нас берегли для чего-то важного (смеется). Поэтому мы самотужно, как могли, пытались получить информацию. И я пытался придумать ответ или формулу "что такое искусство" XX века, – объясняет гостям автор. – Конечно, "Фонтан" Дюшана – это миф на уровне анекдота, юмора, точно не серьёзного разговора. Я своё собственное невежество переложил на это изображение. И этим помогаю другим людям узнать больше об искусстве прошлого века.
"Ироническая попытка понять историю" с помощью банки сгущёнки и Гагарина
За время мероприятия гости не раз высказывали мнение о работе, которое не совпадало с видением самого художника. И это становилось отличным поводом для дискуссии с самим Селихановым. Он слушал, рассказывал про свои эмоции и впечатления, оставляя за каждым право на свою трактовку.
Художник Татьяна Радзивилко (в центре), жена Константина Селиханова
Константин Селиханов
– Эти красные сердца на стене как-то связаны с Днём святого Валентина? – пока одни увидели романтические нотки в серии арт-объектов "Эрос и Танатос", другие "считали" их иначе. – Это же медальоны как на кладбище!
Для Константина Селиханова это "ироническая попытка понять историю". Художник подкинул зрителям не одну загадку, соединив на одном "сердце" Казимира Малевича и знаменитый банан Энди Уорхола, на другом – Гагарина и Стрелку, на третьем – банку белорусской сгущёнки и суп Кэмбелл. Вот и попробуй понять логику творческого человека!
Малевич и банан, Гагарин и Стрелка.
Советник генерального директора А1 Павел Соловьёв.
– Почему рядом с Малевичем вы разместили банан? Что их связывает? – спросили гости.
– Когда я читал его дневники, узнал: во время поездки Малевича в Германию он написал приятелю: "Всё ужасно, мне ничего не нравится. А вот бананы понравились". И я предположил, если бы любовь к бананам пересилила его любовь к родине, он бы повторил путь Василия Кандинского, который переехал жить во Францию и жил там до глубокой старости. Возможно, со временем бы в Мюнхене появился музей Малевича, – отвечает Константин Селиханов. – В отличие от Малевича Энди Уорхол сделал банан арт-объектом (картина "Банан" Уорхола, написанная им в 1967 году является одним из самых узнаваемых обзора в художника - SP). Вот почему они оказались рядом.
PR-менеджер “Модум” Наталья Грекович (слева), основательница первого интернет- магазина косметики в Беларуси Pudra.by Анна Бобух (в центре) и директор по маркетингу “Модум” Ольга Безвадицкая
Поверенный в делах Чехии Томаш Крыл (слева), советник посольства Чехии Петр Галакса и первый секретарь посольства Евросоюза Ольга Бейнаровича.
Директор девелоперской компании “Инфореалт” Ирина Рондель (слева) и советник посольства Франции Лоранс Лешю.
Посол Швейцарии Кристина Хонеггер-Золотухин (в центре).
"Намеренно снижаю пафос некоторых вещей"
Чем больше Селиханов рассказывал о своём прочтении истории, видении искусства, тем более точным казалось название персонального проекта "Игры с "великими". Например, он легко апеллирует к Пабло Пикассо в своей серии литографии "Ландшафт". И даже здесь присутствует игровой момент – как и в работе "Эрос и Танатос", где на одном красном сердце он разместил Гагарину и Стрелку. Зачем мыслить шаблонно, если можно придумать свою трактовку исторических событий? Что если Гагарин полетел в космос, только с одним желанием: найти себе друга – Стрелку?
Посол Индии Алок Ранждан Джа (слева), супруг посла Швейцарии, художник-мультипликатор Андрей Золотухин и директор по маркетингу “Модум” Ольга Безвадицкая
Сотрудник пресс-службы компании "МТС" Лариса Абрамчук
Екатерина Зенкевич (компания Webpay) и директор по коммуникациям и PR компании "А-100 девелопмент" Ольга Миляева (справа)
– Намеренно снижаю пафос некоторых вещей, – признаётся художник. – Легкомысленные версии исторических событий говорят, что мир чуть сложнее устроен. Или, наоборот, проще, чем мы думаем.
"Мы выстраиваем внутреннюю стену, чтобы сохраниться"
Работы Селиханова – это приглашение зрителю придумать свой мир, свои трактовки, по-новому посмотреть на исторические события. И скульптура "Башня" даже после презентации самого мастера ещё долго не отпускала зрителей. Они рассуждали о том, что увидели, спорили, смеялись, грустили. Целая гамма эмоций прокатилась по публике. Кто-то в скульптуре "Башня" увидел борьбу разных людей за себя, свой внутренний мир, другие – как один человек тяжело трансформируется, теряя при этом голову, но в итоге находит свой путь и из этой непростой схватки выходит победителем. А что думает сам автор?
Фрагмент работы “Башня”.
Скульптор и старший советник посольства Грузии в РБ Софио Мосидзе.
Заместитель посла Японии Тацуо Сухонара
– Я с какого-то времени начал работать над архетипом современного человека: как он живёт, как я себе его представляю, – поясняет Константин Селиханов, стоя у бронзовой скульптуры высотой 222 см. – Сразу вспомнил парад советских физкультурников, когда в Москве маршировали счастливые люди в майках и широких штанах. И этот персонаж стал моим главным героем, в нём ещё можно заметить черты библейского Давида.
– Это история про преодоление физических барьеров? – уточняет куратор Дарья Пушко.
– Не только, речь ещё и про ментальные барьеры, а также внутреннюю стену, которую мы выстраиваем, чтобы сохраниться, – отвечает художник. – Долго мучился с этой работой. Обычно делаю их быстро и весело, но с "Башней" вышло по-другому.
Константин Селиханов и Временный поверенный в делах Германии Михаэль Новак
Советник-посланник посольства Румынии Тибериус Калинов и Временный поверенный в делах Молдовы Николай Мыйня
И дальше посыпались вопросы от дипломатов и представителей бизнеса: "Константин, вы экстраверт или интроверт? Вы лучше работаете, когда грустите? В работах ваши эмоции или других людей?". Мастер не скрывает: он интроверт, предпочитает одиночество.
– Мои работы – это я сам, – говорит Селиханов. – Чтобы работать, я должен быть абсолютно спокоен.