"Вы экстраверт или интроверт? Этот персонаж вы и есть? Вы лучше работаете, когда грустите?" – гости засыпали вопросами Константина Селиханова, сравнивали свои впечатления, удивлялись интерпретации художника. 17 работ известного белорусского скульптора, графика Константина Селиханова в разных техниках на полтора месяца поселились в редакции Смартпресс (в формате Art at Work) в рамках совместного с клубом "Факультатив" проекта smART.

– Что может быть лучше, чем в пятницу вечером рассуждать об искусстве? – говорит художник, пока гости собираются в офисе Smartpress.by. – Рад, что оказался в такой приличной компании.

жесткая ирония Константина Селиханова49.JPGКонстантин Селиханов на фоне графической серии “Элегия Севера”.

жесткая ирония Константина Селиханова02.JPG

В центре слева направо: коммерческий директор компании “Сигмаполюс” Марина Стаховец, посол Турции Гючлю Джем Ышик и его супруга Селва Ышик

жесткая ирония Константина Селиханова29.JPG

Дипломаты, представители бизнеса – желающих увидеть работы Константина Селиханова пришло так много, что редакции пришлось переставлять мебель. А гости сразу заговорили о высоком и вечном.

– Надеюсь, сегодняшний день, благодаря этим ироничным, глубоким, саркастичным, иногда даже грустным работам, станет гораздо более осмысленным, - заметила главный редактор Юлия Кочубей, открывая персональный проект Константина Селиханова "Игры с "великими".

жесткая ирония Константина Селиханова30.JPGГлавный редактор Smartpress.by Юлия Кочубей

жесткая ирония Константина Селиханова27.JPGВременный поверенный в делах Израиля в Беларуси Цви Миркин

жесткая ирония Константина Селиханова23.JPGПоверенный в делах Франции в Беларуси Людовик Руайе (слева) и директор Смартпресс Вячеслав Зенькович.

Зачем художник поставил в один ряд писсуар с картиной Веласкеса?

Арт-объекты серии "Эрос и Танатос", графическая серия "Элегия Севера", литографии "Ландшафт", скульптура "Башня" – всего в офисе Смартпресс представлено 17 работ художника.

– В рамках этого проекта для нас Константин раскрывается по-новому, – говорит куратор проекта, искусствовед Дарья Пушко. – Кто-то его знает как художника, графика, другие как автора городских скульптур, которые можно встретить в парке возле Оперного театра, на улице Октябрьской. 

жесткая ирония Константина Селиханова7.JPGКуратор арт-проекта Дарья Пушко (слева), Константин Селиханов и руководитель клуба “Факультатив” Татьяна Пушко.

жесткая ирония Константина Селиханова45.JPGФрагмент работы “Элегия Севера”

жесткая ирония Константина Селиханова18.JPGГлава Представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир Августинский и атташе по культуре посольства Германии Анне-Мари Мис

Самостоятельно интерпретировать работы, наполнять своими смыслами и визуальными параллелями - это одно из любимых занятий гостей наших арт-проектов. Например, в “Краткой истории искусств XX века” многие заметили, как Селиханов уравнил "Фонтан" Дюшана и "Портрет придворного карлика" Веласкеса. Это он намеренно? Почему именно такой выбор? Разместить писсуар рядом с работой Веласкеса – это издёвка?

жесткая ирония Константина Селиханова22.JPGХудожник возле “Краткой истории искусств XX века”.

жесткая ирония Константина Селиханова31.JPGСоветник посольства Чехии Петр Галакса (в центре).

жесткая ирония Константина Селиханова13.JPG
жесткая ирония Константина Селиханова38.JPG
Временный поверенный Германии Михаэль Новак (слева) и Временный поверенный в делах Израиля Цви Миркин.

– Вспоминаю нашу Академию искусств, где нам, студентам, о современном искусстве не рассказывали ничего. Нас берегли для чего-то важного (смеется). Поэтому мы самотужно, как могли, пытались получить информацию. И я пытался придумать ответ или формулу "что такое искусство" XX века, – объясняет гостям автор. – Конечно, "Фонтан" Дюшана – это миф на уровне анекдота, юмора, точно не серьёзного разговора. Я своё собственное невежество переложил на это изображение. И этим помогаю другим людям узнать больше об искусстве прошлого века.

"Ироническая попытка понять историю" с помощью банки сгущёнки и Гагарина

За время мероприятия гости не раз высказывали мнение о работе, которое не совпадало с видением самого художника. И это становилось отличным поводом для дискуссии с самим Селихановым. Он слушал, рассказывал про свои эмоции и впечатления, оставляя за каждым право на свою трактовку.

жесткая ирония Константина Селиханова8.JPG

жесткая ирония Константина Селиханова15.JPGХудожник Татьяна Радзивилко (в центре), жена Константина Селиханова

жесткая ирония Константина Селиханова03.JPGКонстантин Селиханов

– Эти красные сердца на стене как-то связаны с Днём святого Валентина? – пока одни увидели романтические нотки в серии арт-объектов "Эрос и Танатос", другие "считали" их иначе. – Это же медальоны как на кладбище!

Для Константина Селиханова это "ироническая попытка понять историю". Художник подкинул зрителям не одну загадку, соединив на одном "сердце" Казимира Малевича и знаменитый банан Энди Уорхола, на другом – Гагарина и Стрелку, на третьем – банку белорусской сгущёнки и суп Кэмбелл. Вот и попробуй понять логику творческого человека!

жесткая ирония Константина Селиханова5.JPGМалевич и банан, Гагарин и Стрелка.

жесткая ирония Константина Селиханова04.JPG

жесткая ирония Константина Селиханова32.JPGСоветник генерального директора А1 Павел Соловьёв.

– Почему рядом с Малевичем вы разместили банан? Что их связывает? – спросили гости.

– Когда я читал его дневники, узнал: во время поездки Малевича в Германию он написал приятелю: "Всё ужасно, мне ничего не нравится. А вот бананы понравились". И я предположил, если бы любовь к бананам пересилила его любовь к родине, он бы повторил путь Василия Кандинского, который переехал жить во Францию и жил там до глубокой старости. Возможно, со временем бы в Мюнхене появился музей Малевича, – отвечает Константин Селиханов. – В отличие от Малевича Энди Уорхол сделал банан арт-объектом (картина "Банан" Уорхола, написанная им в 1967 году является одним из самых узнаваемых обзора в художника - SP). Вот почему они оказались рядом.

жесткая ирония Константина Селиханова43.JPGPR-менеджер “Модум” Наталья Грекович (слева), основательница первого интернет- магазина косметики в Беларуси Pudra.by Анна Бобух (в центре) и директор по маркетингу “Модум” Ольга Безвадицкая

жесткая ирония Константина Селиханова6.JPGПоверенный в делах Чехии Томаш Крыл (слева), советник посольства Чехии Петр Галакса и первый секретарь посольства Евросоюза Ольга Бейнаровича.

жесткая ирония Константина Селиханова11.JPGДиректор девелоперской компании “Инфореалт” Ирина Рондель (слева) и советник посольства Франции Лоранс Лешю.

жесткая ирония Константина Селиханова1.jpgПосол Швейцарии Кристина Хонеггер-Золотухин (в центре).

"Намеренно снижаю пафос некоторых вещей"

Чем больше Селиханов рассказывал о своём прочтении истории, видении искусства, тем более точным казалось название персонального проекта "Игры с "великими". Например, он легко апеллирует к Пабло Пикассо в своей серии литографии "Ландшафт". И даже здесь присутствует игровой момент – как и в работе "Эрос и Танатос", где на одном красном сердце он разместил Гагарину и Стрелку. Зачем мыслить шаблонно, если можно придумать свою трактовку исторических событий? Что если Гагарин полетел в космос, только с одним желанием: найти себе друга – Стрелку?

жесткая ирония Константина Селиханова36.JPG

жесткая ирония Константина Селиханова35.JPGПосол Индии Алок Ранждан Джа (слева), супруг посла Швейцарии, художник-мультипликатор Андрей Золотухин и директор по маркетингу “Модум” Ольга Безвадицкая

жесткая ирония Константина Селиханова33.JPGСотрудник пресс-службы компании "МТС" Лариса Абрамчук

жесткая ирония Константина Селиханова4.JPGЕкатерина Зенкевич (компания Webpay) и директор по коммуникациям и PR компании "А-100 девелопмент" Ольга Миляева (справа)

– Намеренно снижаю пафос некоторых вещей, – признаётся художник. – Легкомысленные версии исторических событий говорят, что мир чуть сложнее устроен. Или, наоборот, проще, чем мы думаем.

"Мы выстраиваем внутреннюю стену, чтобы сохраниться"

Работы Селиханова – это приглашение зрителю придумать свой мир, свои трактовки, по-новому посмотреть на исторические события. И скульптура "Башня" даже после презентации самого мастера ещё долго не отпускала зрителей. Они рассуждали о том, что увидели, спорили, смеялись, грустили. Целая гамма эмоций прокатилась по публике. Кто-то в скульптуре "Башня" увидел борьбу разных людей за себя, свой внутренний мир, другие – как один человек тяжело трансформируется, теряя при этом голову, но в итоге находит свой путь и из этой непростой схватки выходит победителем. А что думает сам автор?

жесткая ирония Константина Селиханова05.JPG

жесткая ирония Константина Селиханова44.JPGФрагмент работы “Башня”.

жесткая ирония Константина Селиханова40.JPGСкульптор и старший советник посольства Грузии в РБ Софио Мосидзе. 

жесткая ирония Константина Селиханова2.jpg

Заместитель посла Японии Тацуо Сухонара

– Я с какого-то времени начал работать над архетипом современного человека: как он живёт, как я себе его представляю, – поясняет Константин Селиханов, стоя у бронзовой скульптуры высотой 222 см. – Сразу вспомнил парад советских физкультурников, когда в Москве маршировали счастливые люди в майках и широких штанах. И этот персонаж стал моим главным героем, в нём ещё можно заметить черты библейского Давида.

Это история про преодоление физических барьеров? – уточняет куратор Дарья Пушко.

– Не только, речь ещё и про ментальные барьеры, а также внутреннюю стену, которую мы выстраиваем, чтобы сохраниться, – отвечает художник. – Долго мучился с этой работой. Обычно делаю их быстро и весело, но с "Башней" вышло по-другому.

жесткая ирония Константина Селиханова26.JPGКонстантин Селиханов и Временный поверенный в делах Германии Михаэль Новак

жесткая ирония Константина Селиханова3.jpgСоветник-посланник посольства Румынии Тибериус Калинов и Временный поверенный в делах Молдовы Николай Мыйня

И дальше посыпались вопросы от дипломатов и представителей бизнеса: "Константин, вы экстраверт или интроверт? Вы лучше работаете, когда грустите? В работах ваши эмоции или других людей?". Мастер не скрывает: он интроверт, предпочитает одиночество.

– Мои работы – это я сам, – говорит Селиханов. – Чтобы работать, я должен быть абсолютно спокоен.