Что делать, если придя на выставку современного искусства, чувствуешь себя неловко: не знаешь, в какой момент восхититься, а в какой – развести руками и засмеяться? Как научиться разбираться в современном искусстве, какие есть правила модерн арта? Мы поговорили с искусствоведом и арт-эдвайзером, куратором Клуба "Факультатив" и "Школы коллекционера" Дарьей Пушко.
В качестве иллюстрации взяли Новую национальную галерею Берлина, где корреспонденты Smartpress как раз недавно побывали.
Гамбургский вокзал. Когда-то сюда приходили поезда в направлении Северного моря, а теперь здесь огромный павильон, в котором размещаются арт-объекты. Сейчас тут масштабная выставка художницы из Барселоны Евы Фабрегас "Пожирающие любовники". 70 скульптурных композиций.
Новая галерея современного искусства
Самый частый вопрос: что это, кишечник? На самом деле это недалеко от истины. Художница действительно создавала плоть, органическую среду, обвивающую металлические балки вокзала. Задача автора - стереть границы между технологическим и человеческим мирами.
Дарья Пушко: Инсталляции Евы Фабрегас, которые сейчас можно увидеть в Hamburger Bahnhof в Берлине – это пример сайт-специфического (site-specific) искусства, это значит, что оно создаётся специально для конкретной локации, чтобы преобразить именно её. В другой локации такие инсталляции будут смотреться и восприниматься уже иначе.
Выставка действительно очень чувственная, возможно, за счет цвета и форм. И удивительно гармонично вписывается в здание экс-вокзала. К несомненным плюсам композиции относится её фотогеничность, барбикор и простор для полёта фантазии.
Дарья Пушко: Важно доверять и своим личным впечатлениям, причём не только зрительным, но и тактильным, аудиальным, обонятельным, а также чувству пространства. Современное искусство способно принимать формы, которые задействуют все перечисленные органы чувств, и дарить человеку возможность прожить новый опыт, посмотреть на мир под непривычным углом.
А мы, между тем, отмечаем новый арт-объект. Это натянутые от потолка до пола нити. Вроде бы это просто нить, но переступить ее границу оказывается довольно сложно психологически. Это интересное наблюдение - как легко мы готовы видеть барьеры.
Это работы американского художника-инсталлятора Фреда Сэндбэка. Выставка называется "Простые факты". Художник назвал это "рисованием в пространстве". "Я заинтересован в работе в области, где разум больше не может держаться за вещи. Точка, где все идеи разваливаются... Мои линии не являются дистилляциями или уточнениями чего-либо. Это простые факты, которые не представляют ничего, кроме самих себя".
Переваривая новый художественный и психологический опыт, мы сталкиваемся с новым испытанием. Мусорка, она же арт-объект. Важно не перепутать.
На ум сразу приходит знаменитый писсуар Марселя Дюшана, который подтолкнул развитие концептуального искусства. А еще фрагмент из фильма "О чем говорят мужчины".
Дарья Пушко: Многие произведения современного искусства можно поначалу принять за обычные предметы, отличает их только наличие концепции художника. Как так вышло, что писсуар смог стать арт-объектом и без знания концепции уже не обойтись?
В качестве хрестоматийного примера, когда концепция становится важнее формы, действительно, как правило, приводят "Фонтан" Марселя Дюшана – перевернутый писсуар, подписанный вымышленным именем R.Mutt. Здесь есть ирония и насмешка над обывательским стремлением к тому, чтобы искусство было красивым, служило "усладой глаз" и отражало мастерство автора.
Однако концепция в искусстве может быть и серьёзной. Например, инсталляция из цветных леденцов Феликса Гонзалеса-Торреса отсылает вовсе не к детству и веселью, а к трагической любви: после того, как близкий художнику человек ушёл из жизни, он воссоздал его материальность и точный вес горой конфет. По мере того, как зрители берут по одной карамельке, инсталляция исчезает на глазах, напоминая о том, как хрупко и скоротечно человеческое существование.
Дарья, как быть человеку, который впервые сталкивается с современным искусством? Сможет ли он понять и оценить концепцию автора?
- Искусство любой эпохи предполагает определённый интеллектуальный бэкграунд зрителя. Для полноценного восприятия античного искусства необходимо разбираться в богах и героях мифологии, для понимания голландского натюрморта XVII века не обойтись без знания символики каждого предмета в композиции. Поэтому первый совет – работать над своим культурным багажом. Также в помощь экспликации в музеях и кураторские тексты на выставках: они позволяют "настроить оптику зрителя", обращают его внимание на детали, ускользающие с первого взгляда, и дают краткие сведения о контексте, в котором жил и создавал свои произведения автор.
Новая галерея современного искусства. Выставка "Полифоническая панорама берлинской арт-сцены"
Вторая рекомендация, я ее уже озвучивала: доверять личным впечатлениям и чувству пространства. Задействовать все органы чувств. Отсюда следует третий и заключительный совет: быть открытым новому опыту, пересмотру своих представлений о том, что такое искусство и каким оно способно быть.
Новая галерея современного искусства. Выставка "Полифоническая панорама берлинской арт-сцены"
В чем сегодня можно увидеть арт-объекты? Какие формы может принимать современное искусство?
– Уже упомянутый Марсель Дюшан положил начало объектному искусству: свои произведения он называл "реди-мейдами" (ready-made), то есть, готовыми предметами, лишенными своего прямого назначения. Его практику подхватили и сюрреалисты: например, Сальвадор Дали обычный телефон превратил в "Телефон-омар", прикрепив ракообразное вместо трубки. Второе название – "Телефон-афродизиак" (Дали был увлечен морепродуктами не только на художественном, но и на гастрономическом уровне).
Дарья Пушко: Искусство может быть "эфемерным": например, перформанс существует ровно столько, сколько художник его исполняет. После остаются лишь фото и видео, текст и воспоминания.
Новая галерея современного искусства. “Бесконечная выставка"
Дарья Пушко: Сегодня искусство можно встретить не только в музее или галерее, но и в научной лаборатории (био-арт), на улице (стрит-арт) и в публичных пространствах (паблик-арт), в природном ландшафте (ленд-арт).
Самое главное преимущество, достоинство концептуального искусства даже не в том, что оно заставляет искать смысл, усложнять мир вокруг, а в том, что оно учит видеть красоту и смысл в самых обычных вещах: мусорке, писсуаре, рваных колготках, луче света и рассыпанных семечках. А как вы считаете?
Автор: Юлия Кочубей
Фото автора и из открытых источников