Городская скульптура в разные эпохи выполняла разные функции: устрашения, поклонения, памяти, маркировки пространства, развлечения. Мы прошлись по Минску с известным скульптором Константином Селихановым и поговорили о том, какие скульптуры и почему появились в столице в разные времена.
Встречу назначаем в Александровском сквере возле известного фонтана “Мальчик с лебедем”. Похоже, это самая старая городская скульптура Минска. Или нет? Неожиданно узнаем, что и Константин приложил руку к этому произведению.
XIX век: Александровский сквер, "Мальчик с лебедем"
Скульптура датирована 1874 годом, это соответствует действительности?
- То, что мы видим - реконструкция. Фонтан пережил две мировые войны, оккупацию. Но в 1989-90-м какие-то нехорошие люди сломали “Мальчика и лебедя”. Скульптуру восстанавливали и потом заново отливали из бронзы. Вообще-то, это не оригинальное произведение искусства, а типовая скульптура. Такая же есть в Риге и других городах. Минск же был скромный город, не столичный. Но постамент, где есть надпись 1874, точно оригинальный.
А эти лягушки, оказывается, твои?
- Не совсем. В 2015-16 годах была реконструкция фонтана. И тогда они вновь здесь появились. Прежние были убраны еще в 1960-70-е годы, скорее всего в рамках борьбы с излишествами. Они были бетонные и больше похожие на тритонов. Мне только принесли обломок задней части. Не было ни одной качественной фотографии. Так что это частично мой вымысел.
Следующий наш пункт - площадь Независимости. Точнее памятник Ленину. Из довоенных - это самая заметная скульптура.
1930 гг. Площадь Независимости, памятник Ленину (1933/1945)
Ленин, говорят тоже неоригинальный?
- Да, памятник восстановленный, сразу после войны. Оригинал был уничтожен во время оккупации - распилен и переплавлен. Это один из самых удачных Лениных. Автор Матвей Манизер. Как бы определённо я ни относился к Ленину, надо признать высокий уровень мастерства: и оригинальное решение, и композиция, и даже постамент. Еще налицо гармония между зданием (Ленин стоит напротив дома правительства), площадью и фигурой.
1950-60 гг. - мемориальная скульптура. Памятник Марату Казею, 1956 г.
После войны настала пора мемориальных памятников: героям, партизанам. Недалеко от Оперного театра есть парк Марата Казея с одноименным памятником. Кстати, его автор - дед Константина, народный художник Сергей Селиханов. Правда, таблички с именем скульптора мы не обнаружили.
- Это чистый соцреализм, классический пример талантливой, наивной, иллюстративной композиции. Есть сюжет, момент подвига, пафос. У этой работы была четкая идеологическая задача. Она совершенно точно отражает настроение времени. Здесь, кстати, всегда принимали в пионеры.
1970-е гг. - национальная скульптура. Памятник Янке Купале. 1972 г.
Когда возникла национальная тема в скульптуре?
- Когда война отступила и в сознании людей, стали задумываться, что же на этой земле было раньше, чем ещё прославилась наша земля. Так появились памятники Купале, Коласу, Богдановичу. Но надо признать, таких памятников было сделано немного.
Памятник Янке Купале (авторский коллектив скульпторов Андрея Заспицкого, Льва Гумилевского, Анатолия Аникейчика) удачно расположен в одноименном парке, недалеко от музея. Рядом - фонтан "Венок" - по произведениям Купалы. Этот фонтан очень хорош: движение в пространстве, композиция. Автор Анатолий Аникейчик.
Во время нашей прогулки фонтан чистили, но вообще он работающий
Про этот фонтан, кстати, он рассказывал, что комиссия все время требовала уменьшить женские формы. Он убирал до тех пор, пока не дали добро. Зато теперь они актуальны.
1970-80-е гг. - парковая скульптура. Площадь Независимости, "Дарующие любовь"
- Главное отличие парковой скульптуры - она не персонифицирована. В центре обобщенный образ, не привязанный к конкретной личности. "Дарующие любовь" - пример прогрессивной советской парковой скульптуры. Обнаженные люди, центр города, водная гладь. Но эта обнаженность - без сексуальности. Этакие традиции французской скульптуры начала XX века.
- Автор тоже Анатолий Аникейчик. А еще это пример очень хорошего ландшафтного решения: ива, бассейн, переходы-мостики. Архитекторы Юрий Градов, Леонид Левин.
Ул. Веры Хоружей, “Играющие дети”
Малозаметная композиция, чем она интересна?
- Это одна из первых скульптур в жилых районах. Хотя она на возвышении, куда не забраться, а значит не для коммуникаций. Смешно сделано, местами даже очень наивно. Но зато есть динамика. Интересная техника – бетон покрыт чеканкой из медного листа. Почему было много бетона? Не было своего литейного производства в Беларуси. Отливали в Ленинграде или Москве.
Конец 1980-х – появление современной парковой скульптуры. Первый пленэр скульпторов
Парк Янки Купалы
- Первый подобный пленэр по камню прошел в 1989 году. Скульпторы собрались на месяц. Им предоставили инструмент, камень. Большинство созданных тогда работ и сейчас можно видеть в парке Янки Купалы.
Во второй части нашего материала мы продолжим прогулку с Константином Селихановым и расскажем про современную скульптуру Минска. А чтобы не пропустить эту статью, подписывайтесь на нас в мессенджерах по ссылкам ниже.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.