3 сентября 1838 года в Киеве открылся Институт благородных девиц – кирпичик в российской имперской системе “правильного” женского воспитания.
Главный вопрос в годы зарождения идеи о женском институте – можно ли воспитать “идеальную супругу” так же, как учат математике или танцам? В XVIII–XIX веках Российская империя решила, что да. Так появились институты благородных девиц – элитные женские учебные заведения, где из девочек делали образцовых жен, матерей и хранительниц салонов. Беларусь тоже оказалась частью этой истории.
Как все начиналось
В 1760-х Екатерина II заговорила о том, что “просвещенными” должны быть не только мужчины-дворяне, но и женщины. Не для карьеры – а для семьи. Идея звучала просто: образованная мать лучше воспитает детей, а утонченная жена станет украшением мужа. Так в 1764 году в Петербурге появился Смольный институт благородных девиц.
На первых порах курс в этом заведении был вполне крепким – по сути, дотягивал до уровня женской гимназии. В программе шли история, математика (арифметика), иностранные языки, основы архитектуры, география и физика.
Позже приоритеты уехали в сторону “парадных” навыков: танцы, хоровое пение, а базовые предметы превратились в фон. От учениц требовали прежде всего безупречного поведения, соблюдения распорядка и этикета; успеваемость отходила на второй план. Аттестаты, как правило, выдавали всем – чтобы не возникало претензий у платящих родителей.
Книг в библиотеках было немного, вопросы на уроках не поощрялись, а попытки спорить или отстаивать собственное мнение считались неприличными.
За Петербургом подобные заведения открылись в Москве, Харькове, Одессе, Казани, Киеве. А к XIX веку очередь дошла и до белорусских губерний.
Минск: элитный пансион с шестилетним обучением
Минский институт благородных девиц открылся в 1838 году. Формально он вырос из частного женского пансиона, но очень быстро получил статус губернского “элитного” заведения.
Здесь воспитывались в основном дочери чиновников и офицеров. Учеба длилась шесть лет, девочки жили в пансионе и редко видели родителей. В программе были иностранные языки, история, литература, музыка, танцы, рукоделие.
Выпускницы часто становились гувернантками или учительницами. Более удачливые – хозяйками светских салонов в Минске и Петербурге.
Единственный шанс “выйти в люди”
Для обедневших дворянских семей и особенно для сирот институты благородных девиц становились спасением. Девочек можно было “отдать на казенный счет” – государство обеспечивало им проживание, обучение и базовое содержание. Взамен институт выпускал культурных и образованных женщин, которые могли зарабатывать как гувернантки или учительницы. Для многих это был единственный шанс избежать нищеты и обрести хоть какое-то социальное положение.
Гродно и другие города
В Гродно в 1830-е действовало отделение женского училища при институте. Там не было такого блеска, как в Минске, но воспитание шло по тому же принципу: строгое расписание, пансионный режим, обучение “дамским наукам”.
Со временем женские гимназии и училища открылись и в других городах – Могилеве, Витебске. Все они подчинялись Ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны, которое курировало образование дворянских девиц по всей империи.
“Воспитать правильную даму”
Институты благородных девиц – это, конечно же, не про науку. Их задача заключалась в том, чтобы создать “правильных женщин”.
Закрытые пансионы, строгая дисциплина, уроки этикета и молитвы – все ради того, чтобы на выпускном балу представить “жену, которую не стыдно показать”.
Кисейные барышни
Именно институты породили образ так называемых “кисейных барышень”. Это выражение стало нарицательным для утонченных, хрупких, изнеженных молодых женщин из высшего общества, которые должны были быть вежливыми, воспитанными, хорошо танцевать и красиво держаться в салоне, но при этом оставаться далекими от реальных проблем жизни. “Кисейная” – от легкой полупрозрачной ткани, ассоциировавшейся с изысканной, но хрупкой женственностью. Такой штамп надолго закрепился в культуре – от классической литературы XIX века до иронических выражений XX века.
Когда в рамках становилось тесновато

Однако далеко не все воспитанницы институтов и гимназий оставались в рамках, предписанных империей. Пример – судьба Ирмы Яунзем, ученицы Минской Мариинской гимназии начала XX века.
Она училась там в 1906–1914 годах, получив классическое “благородное” образование. Но вместо того чтобы стать гувернанткой или “примерной хозяйкой”, Яунзем выбрала сцену. После гимназии она поступила в Петербургскую консерваторию, а затем сделала международную карьеру: выступала как меццо-сопрано, гастролировала в Европе и Азии, преподавала вокал. Позже стала народной артисткой РСФСР и заслуженной артисткой БССР.
История Яунзем показывает, что даже из “правильной дамы”, воспитанной в имперской системе, могла вырасти независимая личность, сумевшая выйти за пределы рамок, заданных обществом. Эмансипация какая-то!