Власти Италии рассматривают возможность перевода на домашний арест или условно-досрочное освобождение более 10 тысяч человек — об этом на днях заявило Министерство юстиции страны. Решение связано с критическим перенаселением тюрем: по официальным данным, учреждения в среднем загружены на 122%, а в ряде регионов ситуация приближается к катастрофической.

2025-07-16T101137Z_986492349_RC23F6APKU8A_RTRMADP_5_ITALY-PRISONS-scaled.jpg

Ожидается, что такая мера затронет заключённых, которые уже получили окончательный приговор, отбывают срок менее 2 лет и не имели серьёзных дисциплинарных нарушений в течение последнего года. В общей сложности речь идёт о 10105 человек. При этом под амнистию не попадут осуждённые за тяжкие преступления, такие как:

  • изнасилование, 
  • участие в организованной преступности, 
  • терроризм, 
  • похищение людей,
  • скупка краденого.

По данным итальянской газеты La Repubblica, процесс освобождения будет постепенным. Для этого создали  специальную рабочую группу, которая обязана еженедельно координировать действия с тюрьмами и судебной системой. Первый отчёт она должна предоставить уже в сентябре.

По данным World Prison Brief, Италия занимает одно из первых мест в Европе по уровню переполненности тюрем. Хуже ситуация только во Франции, Турции и на Кипре. В шести итальянских регионах заполняемость превышает 200%. Среди антирекордсменов — тюрьма в Фодже (218%), "Сан-Витторе" в Милане (212%) и учреждения в Лоди и Лукке (по 208%).

Помимо этого, власти Италии планируют выделить регионам средства на запуск программ профориентации, обучения и социальной адаптации. Также предусмотрены меры по обеспечению временным жильём и созданию сопровождаемых форм проживания: планируется, что это позволит тем, кто не имеет дома, воспользоваться альтернативными мерами наказания.

Между тем проблема переполненности тюрем в Италии обсуждается не первый год. Ранее Smartpress.by писал, что в 2023 году правительство уже рассматривало реформу пенитенциарной системы, включая строительство новых учреждений и реформу уголовной политики. Однако уровень загруженности продолжает расти, а вместе с ним — давление на администрацию и правозащитные организации.