В последнее время с телефонными и интернет-мошенниками сталкиваются многие. Эксперты ПНИПУ (Пермского национального исследовательского политехнического университета) рассказали, по каким признакам можно распознать аферистов и не стать жертвой.

мошенники-телефон

1. Эмоциональное давление

Мошенники апеллируют к базовым чувствам: страху, жадности или азарту. “Вашу карту взломали, переведите деньги на защищенный счет”, “Вы выиграли наследство – оплатите комиссию”.

По словам доцента кафедры “Социология и политология” ПНИПУ Ольги Юрьевой, в состоянии сильного стресса или эйфории человек теряет способность анализировать информацию и легче идет на поводу у обманщика.

2. Искусственная срочность

“Ваш счет заблокируется через 10 минут” или “С вашим родственником беда, переведите деньги срочно” – стандартные фразы, лишающие времени на проверку фактов.

“Аферист активно мешает жертве остановиться, получить альтернативное мнение или проверить информацию. Это делает его единственным источником “решения””, – поясняет Даниил Курушин, кандидат технических наук, доцент кафедры ИТ и АСУ ПНИПУ.

3. Информационная перегрузка

Преступники обрушивают на человека лавину сообщений: о блокировках, кодах подтверждения, выигрышах. В этот момент они позиционируют себя как “единственный выход из ситуации”.

По словам Ольги Юрьевой, это перехватывает внимание и исполнительные функции мозга: “Человек, стремясь избавиться от дискомфорта, доверяет тому, кто имитирует роль эксперта”.

4. Отсутствие конкретики

Мошенники часто ограничиваются общими фразами и избегают деталей: “Мы из службы доставки, у нас для вас посылка” – но без номера заказа. Или “Это IT-отдел вашей компании” – но без ее названия.

“Эта информационная брешь выдает их: у аферистов нет реальных данных, поэтому они уходят от конкретики”, – комментирует Антон Каменских, кандидат технических наук, доцент кафедры “Автоматика и телемеханика” ПНИПУ.

5. Инициатива всегда от них

Если вам звонят или пишут первыми – это сигнал тревоги. Реальные организации почти никогда не выходят на связь неожиданно и не требуют мгновенной передачи личных данных.

Smartpress ранее писал о росте телефонных и интернет-мошенничеств в Беларуси. Эксперты подчеркивают: лучшая защита – не вступать в диалог с неизвестными номерами и всегда проверять информацию через официальные каналы.

В Министерстве информации Беларуси перечислили 13 фраз, которые “до добра не доведут”. Речь идёт о стандартных скриптах мошенников, действующих по одной и той же схеме. Чтобы не стать жертвой очередного “развода”, в ведомстве настоятельно рекомендовали обращать внимание на то, что вам говорят по телефону.