Рассказы об оборотнях есть в легендах, преданиях и мифах практически всех народов. Однако существуют значительные различия между этими существами в разных культурах. Рассказываем о ключевых отличиях белорусского волколака от своих "собратьев" на востоке и западе.

Оборотень.jpg

Принципиальная разница между белорусским волколаком и его аналогами в других культурах – наш человек-зверь не был злым. Если немецкий вервольф после обращения включал режим берсерка и убивал всех подряд, то белорусский к бессмысленному кровопролитию не стремился – мог напугать и даже укусить, но не убивал людей.

В сравнении с вервольфом белорусский волколак сохранял человеческий разум – менялось только тело. Насильно превращенный в волка человек страдал и мучился, помня о своей человеческой ипостаси.

По словам писателя Дениса Ныркова, существенное отличие белорусских оборотней от русских – у нас люди оборачивались только в волков, в то время, как восточнее были оборотни-медведи, а былинный богатырь Вольга Святославович и вовсе мог превратится в "рыбу-щучину" или стать "малым горностаюшком".

Разнилось и отношение к оборотням. На территории современной Беларуси волколаков не столько боялись, сколько жалели и искали способы превратить их обратно в человека. В других культурах их стремились убить.

– В белорусских легендах и преданиях отразилась наша толерантность доброта, неагрессивность. Люди стремились разобраться, почему человек стал серым лохматым зверем? Неужели его надо сразу убивать? И чаще всего оборотней-волколаков "расколдовывали" обратно, а не убивали, - рассказала Смартпресс доктор филологических наук, профессор Ирина Казакова.

Подробнее о древних оборотнях на территории современной Беларуси, их привычках, особенностях и отношении к ним наших предков мы рассказываем в статье "Зверь с разумом человека. Разбираемся, кто такие белорусские волколаки".

Кто такие волколаки 4_Как выглядит волколак.jpg

Волколак (ваўкалак по-белорусски) – один из самых загадочных и ярких персонажей нашей мифологии. Его можно узнать по глазам – ясным, человеческим, полным разума. Более того, белорусский волколак совсем не похож на того кровожадного оборотня, которого мы привыкли видеть в кино.