Есть версия, почему один из величайших мастеров эпохи Ренессанса Рафаэль Санти (известный как Рафаэль) прожил так мало — всего 37 лет. Некоторые историки-библиографы утверждают, что он просто очень не хотел жениться... Однако, обо всем по порядку.
Рафаэль, автопортрет
Рафаэль родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Точно неизвестно, когда именно день его рождения. По одним сведениям, это знаменательное событие произошло 28 марта, в то время как другие источники указывают на Страстную пятницу, 6 апреля того же года.
Полное его имя звучало как Рафаэль Санти да Урбино, то есть Рафаэль Санти из Урбино. Однако самым забавным в этой истории с именем является то, что сам Рафаэль подписывал свои работы "Рафаэль Урбинас" — получался эдакий прибалтийский акцент.
За что мы помним Рафаэля?
Справедливо будет заявлять, что за свою недолгую жизнь он создал больше шедевров, чем целая армия средних художников за тысячи лет.
Культура и искусство эпохи Возрождения основываются на трёх великих "китах": это Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и, как раз, Рафаэль. Они жили рядом, работали на одних покровителей и создавали свои шедевры. Это как если бы в Ливерпуле одновременно появились три группы "Битлз". Почти невероятно, но факт.
Одним из самых известных фактов творчества Рафаэля является его способность сочетать идеальную красоту и гармонию. Его картины, такие как "Сикстинская Мадонна" и "Афинская школа", демонстрируют мастерство в изображении человеческой фигуры и глубокое понимание композиции и цвета. Рафаэль умел передавать эмоции и характер своих персонажей, что делало его работы особенно живыми и выразительными.
Уникальность Рафаэля заключается также в его умении интегрировать элементы различных стилей и традиций. Он был подвержен влиянию таких мастеров (и своих прямых конкурентов), как Леонардо да Винчи и Микеланджело, но сумел создать свой собственный стиль, отличающийся гармонией и ясностью. Это сделало его работы не только красивыми, но и доступными для широкой аудитории.
Личная жизнь
Возлюбленной Рафаэля была дочь булочника, красавица по имени Форнарина (настоящее имя Маргарита Лути). Она была моделью для многих его работ, но не единственной женщиной в его жизни.
Портрет молодой женщины (Форнарина). 1518—1519. Палаццо Барберини, Рим.
Биографы утверждают, что Рафаэль слыл тем ещё ловеласом, и однажды кардинал Медичи Биббиена, один из его влиятельных покровителей и работодателей, решил спасти творца от блуда и остепенить, т.е. женить. Он сделал Рафаэлю "предложение, от которого нельзя отказаться" — обручиться с его племянницей Марией Биббиеной. Рафаэль не знал эту Марию ранее и не испытывал к ней никаких чувств, но отказаться от предложения своего покровителя он не мог. В итоге ему пришлось обручиться с Марией, хотя до свадьбы дело так и не дошло.
Художник, как мог, оттягивал этот брак, а потом, когда терпение кардинала вот-вот должно было лопнуть, просто… умер. Одни говорят, что от пневмонии, другие — что от излишних плотских утех.
Саркофаг Рафаэля в Пантеоне. Рим. Скульптор А. Муньес. 1811—1833.
Величайшее культурное наследие
Сегодня картины Рафаэля можно увидеть в самых известных музеях мира. Например, "Сикстинская Мадонна" находится в Дрезденской галерее, а фреска "Афинская школа" украшает стены Ватиканского музея. Как раз эту работу принято считать "воплощением классического духа эпохи Возрождения".
"Сикстинская Мадонна". 1512—1513. Холст, масло. Галерея старых мастеров, Дрезден.
"Афинская школа". 1510—1511. Фреска. Станца делла Сеньятура, Ватикан.
Множество его работ также хранятся в Лувре и Национальной галерее в Лондоне. Эти произведения искусства привлекают миллионы посетителей, желающих прикоснуться к шедеврам Ренессанса.
"В чем сила, брат?"
Почему Рафаэль остается интересным для современного зрителя? Да потому что это "вау, как универсально": темы любви, знаний и человеческих отношений. Его работы служат важным уроком о красоте и гармонии в жизни. Влияние Рафаэля ощущается не только в живописи, но и в архитектуре, дизайне и даже в поп-культуре, что подтверждает его статус одного из самых знаковых художников в истории.