Представьте себе ученика, нервно теребящего школьную форму, и учителя с линейкой, указывающей путь к порядку — не словами, а через боль. В этом молчаливом ритуале все изменилось 22 июля 1971 года: в Канаде подняли вопрос о законодательном запрете на телесные наказания в школах. Школьный совет на уровне Торонто действительно отменил подобную практику в том же году, но это был лишь локальный шаг. Полный запрет на уровне всех регионов и школ был введен только в 2004 году после решения Верховного суда Канады.

Ян Стен — Деревенская школа (1665).jpg

Ремни, палки и другие "инструменты воспитания" исчезли из арсенала учителей.

В СССР, а затем и в постсоветских странах телесных наказаний официально не было. Но все же было молчаливое допущение: "получить по руке указкой или линейкой" — не громкое, но живое напоминание о том, что контроль и страх были частью школьной дисциплины.

Иллюстрация к произведению Марка Твена Приключения Тома Сойера (1876)

Где и какие методы школьных наказаний применяются

Согласно исследованию Глобальной инициативы по прекращению всех телесных наказаний, 128 стран полностью запретили телесные наказания в школах, в то время как 69 стран еще разрешают их использование.

Например, в 17 южных штатах США (в том числе в Алабаме, Джорджии, Техасе) разрешены телесные наказания в государственных школах.

Адам Джоан Браун _Школа для девочек, 1789 год

В Сингапуре законодательно закреплеплен канинг — форма телесного наказания, при которой человека бьют тонкой тростью или палкой обычно по ягодицам, бедрам или ладоням. Чаще его применяют к мальчикам (до 3 ударов тростью), иногда и к девочкам.

В Малайзии канинг остается распространенным методом наказания в государственных школах и даже публично, и применяется к ученикам обоих полов, несмотря на официальный запрет в отношении девочек.

След от удара учительской тростью на ладони малайзийской школьницы

В других азиатских странах, таких как Индонезия, Таиланд, Китай, телесная практика официально запрещена, но в реальности еще широко применяется.

Швеция — первая в мире ввела запрет на телесные наказания и дома, и в школе в 1979 году. За ней последовала Финляндия — в 1983 году, Норвегия "цивилизовалась"в 1987 и Австрия в 1989 году.

Современные методы дисциплины

Сегодня наказания болью остались в прошлом. Школы все чаще используют альтернативные, гуманные методы воздействия на нерадивых учеников:

Классический подход — оставление после уроков, вызов "на ковер" к директору, позорный угол.

школа-плохо

Существует и другая — психологическая модель, где учителя или/и школьный психолог обсуждают с учеником его поведение и решают, как исправить ситуацию и восстановить доверие. Один из методов — позитивное подкрепление, где главное — мотивация, поощрение, выполнение коллективных правил. Это часть практики воспитательного воздействия (восстановительных практик), где ученика не просто наказывают, а приобщают к обсуждению последствий его поведения. Подобный подход активно применяется в школах Канады, Великобритании, Финляндии и Новой Зеландии.

Бывают, что ученика временно отстраняют от занятий — эдакая временная изоляция для эмоционального охлаждения.

А еще нашкодивших школьников привлекают к труду на благо школы: отработка штрафных часов проводится обычно после уроков или в выходные дни. В странах США, например, Канаде, Великобритании такая практика называется "общественными работами" или "трудовыми обязанностями" и применяется как альтернатива отстранению от занятий.

С недавнего времени в белорусских школах появилась характеристика, в которой описываются моральные качества ученика, поведение, склонности, как он проявляет себя во время обучения. Ее выписывает и выдает школа выпускникам 9 и 11 классов для предъявления в учебном заведении, в которое поступает подросток. Эта справка входит в перечень документов для поступления.

Уже можно говорить, что современная школа делает ставку не на страх, а на диалог, сочувствие и уважение. Переход от боли к слову — это не только гуманизация, но и научно обоснованный подход: исследования показывают, что позитивные методы воспитания эффективнее и безопаснее для психики ребенка.