Когда герпетолог-любитель Тим Фриде впервые встретился с биотехнологом Джейкобом Глэнвиллом, разговор начался необычно.– “Мне бы очень хотелось взять немного твоей крови”, – сказал Глэнвилл.
Фриде – человек-легенда: за 20 лет он пережил более 800 укусов змей и выработал иммунитет к ядам кобр, мамб, тайпанов и гремучих змей. Его кровь стала основой для эксперимента, который может изменить подход к лечению змеиных укусов.
Как работает “универсальное” противоядие?

Команда Глэнвилла из биотехнологической компании Centivax создала коктейль антител, нейтрализующий токсины сразу нескольких видов змей.
Из крови Фриде ученые выделили антитела и выбрали те, что действовали против самых распространенных и опасных белков в ядах.
В результате им удалось создать смесь из трех веществ, которая защищала мышей от яда 19 видов аспидовых змей – семейства, включающего кобр, мамб, крайтов и тайпанов.
Идея основана на том, что яд всех змей состоит примерно из 10 типов белков, отличающихся лишь незначительно.
“Если найти антитела, которые связываются с этими общими участками, можно создать коктейль, который станет универсальным противоядием”, – объясняет Глэнвилл.
Почему ученые спорят?
Несмотря на успех, не все в научном сообществе разделяют энтузиазм Глэнвилла.
Андреас Хаугард Лаустсен-Киль из Технического университета Дании считает, что универсального противоядия не будет: “Нельзя объединить инсулин, лекарство от рака и средство от зубной боли в одну таблетку и ожидать, что она поможет всем. То же и со змеями – их яды слишком разные”.
По мнению Лаустсена-Киля, разумнее создавать несколько региональных коктейлей, адаптированных под яды змей конкретных территорий. Ведь токсин, опасный для африканской кобры, может полностью отсутствовать у змей Южной Америки.
Почему это важно
Согласно данным ВОЗ, от укусов ядовитых змей ежегодно погибает до 138 тысяч человек, в основном в Африке, Азии и Латинской Америке.
Проблема усугубляется тем, что пострадавшие часто не знают, какая змея их укусила, а существующие противоядия подходят лишь против определенных видов.
Старые методы – и новые решения
Современные противоядия до сих пор создаются по технологии, которой уже 125 лет: змеиный яд вводят животным (например, лошадям), а затем из их крови получают антитела. Такой подход не только дорог, но и может вызывать у человека аллергические реакции.
Теперь исследователи ищут способы производить человеческие моноклональные антитела – синтетические аналоги, точечно действующие на токсин и безопасные для организма.
Этим занимается и команда Картика Сунагара из Индийского института наук. Их лаборатория уже создала антитело, которое нейтрализует яд королевской кобры, моноклевой кобры, крайта и даже черной мамбы.
“Если отключить один ключевой компонент яда, он перестает работать полностью”, – поясняет Сунагар.
Что дальше?

Пока “универсальное противоядие” Глэнвилла успешно тестировалось только на мышах. Ученые планируют начать испытания на собаках в Австралии, а затем перейти к разработке аналогичных препаратов для гадюк – еще одного крупного семейства ядовитых змей.
“Мы придерживаемся той же стратегии: ищем ключевые молекулы, создаем коктейль и проверяем его эффективность”, – говорит Глэнвилл.
Эксперты сходятся в одном: даже если “универсальное противоядие” не станет реальностью, нынешние исследования уже приблизили человечество к созданию более безопасных и эффективных средств от укусов змей, которые смогут спасти тысячи жизней.
А что в Беларуси?
В Беларуси тоже есть ядовитая змея – гадюка. Больше всего гадюк обитает в болотистых местах Витебской, Брестской и Гомельской областей. А в июле текущего года от укуса этой змеи пострадали двое жителей Гродненской области. Первый случай произошел с жителем Гродно во время покоса травы на дачном участке. Гадюка укусила его трижды. Благодаря тому, что пострадавший обратился за помощью в первый же час после укуса, медики успели ввести специальную сыворотку, нейтрализующую яд. Второй пострадавший зарегистрирован в Щучинском районе – змея укусила женщину.