Одна из самых тяжелых трагедий болезни Альцгеймера – когда человек перестает узнавать своих же детей, супруга или близких друзей. Американские нейробиологи не только выяснили, почему это происходит, но и нашли способ, который может это предотвратить. Речь пока идет об экспериментах на мышах, но результаты вселяют надежду, пишет Naked Science.

Что же “ломается” в мозге?
Ученые сосредоточились на особых защитных сетях в мозге, которые окружают нервные клетки. Представьте их как “изоляцию” для проводов, которая обеспечивает четкую связь между нейронами. Именно благодаря этой связи мы формируем и храним воспоминания.
Исследователи обнаружили, что при болезни Альцгеймера эти защитные сети в центре памяти (гиппокампе) начинают разрушаться. Особенно страдает та его часть, которая отвечает за запоминание лиц и социальных взаимодействий.
Эксперимент: от теории к практике
Ученые провели эксперименты на мышах с болезнью Альцгеймера. Когда они целенаправленно повреждали эти защитные сети, мыши теряли “социальную память”: они переставали отличать незнакомого сородича от знакомого. При этом они все еще помнили окружающие их предметы.
Почему это важно? У людей с Альцгеймером все происходит точно так же: способность узнавать близких утрачивается раньше, чем память о вещах.
Как остановить разрушение?
Выяснилось, что сети разрушаются из-за воспаления в мозге, которое активирует особые ферменты (ММП). Эти ферменты, словно ножницы, разрезают белки защитных сетей.
Тогда ученые применили экспериментальный препарат (ингибитор ММП), который блокирует работу этих “ножниц”. Мыши, которым заранее ввели это вещество, сохранили свои защитные сети в целости – и, что самое главное, они не забывали своих сородичей.
Хотя результаты получены на мышах, процессы в их мозге очень похожи на то, что происходит у людей с болезнью Альцгеймера. Это дает надежду, что подобная терапия может когда-нибудь помочь и пациентам.
Ученые предупреждают: до создания лекарства для людей еще далеко. Потребуются годы дополнительных исследований и испытаний. Однако теперь у науки есть четкое направление для борьбы с одним из самых душераздирающих симптомов этой болезни.