Любопытный вопрос поступил в редакцию Smartpress.by от нашего читателя Максима. "Я с другом хочу открыть совместный бизнес, однако примеры некоторых знакомых вызывают опасения. Подскажите, как сделать все грамотно, какие ошибки бывают?" — спрашивает он.

рукопожание фото Pixabay

С разъяснениями, как все сделать правильно, не рискуя дружбой, нам помогли студент юрфака БГУ Федор Муравейников и его куратор, адвокат Минской коллегии адвокатов и медиатор Антон Гриневич.

Самое главное —нужно продумывать все вопросы будущего бизнеса еще на старте: в какой форме будет организовано предприятие, какие положения следует закрепить в учредительных документах.

Формы организации бизнеса

Перед началом хозяйственной деятельности будущим предпринимателям необходимо определиться с тем, какой вид компании наиболее оптимальный под их будущие задачи.

Если бизнесом в сфере торговли планирует заниматься один человек, то он вправе зарегистрировать унитарное предприятие (УП), либо хозяйственное общество (как правило, ООО). Однако, если такой бизнесмен в будущем планирует расширять деятельность, привлекать новых партнеров в свою команду, то сделать это в рамках УП не получится. В то же время, в случае организации бизнеса в форме ООО единственному участнику принадлежит доля в размере 100% уставного фонда компании.

При желании, часть этой доли может быть продана или подарена новому партнеру, тогда ему будут принадлежать те же права и обязанности по управлению предприятием, что и действующему участнику: участие в управлении делами компании, получение информации о ее деятельности, участие в распределении прибыли и получении дивидендов и т.п.

Кроме того, существуют сферы, для которых законодатель предусмотрел особые формы организации бизнеса. Например, если хозяйственная деятельность будет осуществляться в сфере выращивания и заготовок сельхозпродукции, то наиболее оптимальной формой организации работы будет крестьянское фермерское хозяйство (КФК). Подобной деятельностью могут заниматься и хозяйственные общества, но для КФХ законодательно предусмотрены дополнительные льготы, в частности, в сфере выделения земельных участков для организации деятельности.

Виды хозяйственной деятельности, которые доступны не всем

При регистрации предприятия стоит помнить, что отдельные виды деятельности осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий).

По неопытности или незнанию молодые предприниматели нарушают законодательство и ведут деятельность без получения лицензии. Это может стать основанием для принудительной ликвидации компании.

Во избежание возможных ошибок лучше предварительно свериться с требованиями закона "О лицензировании", чтобы убедиться, каким требованиям должен соответствовать субъект хозяйствования, если специальное разрешение на предпринимательскую деятельность все-таки получать нужно.

Устав – основной документ в вопросах организации бизнеса

Создание субъекта хозяйствования предполагает его государственную регистрацию местным органом власти. Одним из документов, который предоставляется для оценки государственным органам при регистрации является устав.

В связи с недавними изменениями в законодательстве, у предпринимателей теперь есть несколько вариантов: использовать типовой устав, форма которого утверждена Совмином, или разработать и утвердить собственный проект устава будущей компании.

Типовой устав – это готовый текст учредительного документа, который содержит общие и достаточные для работы предприятия положения, подходящие для юрлица. Дополнять текст типового устава собственными положениями или менять его нельзя. Хотя при выборе типового устава в качестве учредительного документа есть свои плюсы, например, простота использования, гарантированное соответствие законодательству, в отдельных случаях, такая форма устава ограничивает осуществление деятельности субъекта хозяйствования. Основным недостатком является то, что положения типового устава не учитывают специфику деятельности конкретного юрлица, условия принятия решений по вопросам деятельности компании.

Формулировки устава, которых лучше избегать

Если будущие бизнесмены приняли решение разработать собственный проект устава, лучше по ряду вопросов договориться "на берегу".

Основным вопросом, как правило, является: кто и в каких долях будет управлять компанией и принимать по ней решения. При создании компании необходимо четко определить вклады каждого участника в уставной фонд, включая денежные средства, имущество, права на интеллектуальную собственность и другие активы.

На примере ООО, следует помнить, что по ряду вопросов (если уставом не предусмотрено иное) решение участники компании принимают простым большинством голосов. Это значит, что для принятия решения необходимо, чтобы за него проголосовали партнеры, которым принадлежит 51% долей в уставном фонде компании. Если на этапе создания предприятия было два участника, каждому из которых принадлежит по 50% долей в уставном фонде юрлица, то, в случае возникновения между ними конфликта, будет крайне сложно управлять предприятием, например, сменить директора.

Стоит отметить, что законодательство Беларуси не запрещает распределять доли непропорционально вкладам, но это должно быть четко прописано в уставе и должно быть согласовано всеми участниками. Таким образом, можно предусмотреть, что один из участников будет иметь 90% голосов при принятии решений, хотя его доля в уставном фонде будет составлять 50%. При возникновении споров необходимо стремиться к их мирному разрешению, например, путем медиации, но в крайнем случае можно обратиться в суд.

Компания и ее судьба в случае смерти одного из участников

Не стоит забывать, что доля в компании – это такое же имущество, как, например, автомобиль. Соответственно, в случае смерти участника, доля входит в наследственную массу и подлежит распределению между наследниками. Например, доли в уставном фонде ООО переходят к наследникам граждан, если уставом компании не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия остальных участников общества.

Если деловой партнер, не хочет продолжать вести бизнес с наследниками умершего, необходимо закрепить соответствующие формулировки в уставе компании. В таком случае без согласия участника наследники смогут претендовать лишь на действительную стоимость доли умершего партнера (т.е. на денежную компенсацию) без права управлять предприятием наравне с действующим учредителем.

Учет этих и других аспектов на этапе государственной регистрации компании не только минимизирует риски отказов, принудительной ликвидации или судебных споров, но и закладывает прочный фундамент для стабильного и успешного развития бизнеса. На всякий случай, для уверенности, можно проконсультироваться с адвокатом.

На чем можно проколоться при ведении бизнеса с друзьями? 

партнеры-друзья фото Artem Podrez

Советы от реального предпринимателя в сфере образования (Минск)

При планировании совместного бизнеса стоит внимательно отнестись к следующим моментам:

1.Еще до запуска процесса регистрации уделите большое внимание человеку, с которым вы этот бизнес планируете открывать. Даже если это ваш друг. Особенно, если это ваш друг. Потому что нам свойственно снисходительно относиться к слабостям ближнего круга. Если у вашего потенциального партнера уже был (или есть) свой бизнес, узнайте, как этот бизнес продвигается или завершился, в каких отношениях человек находится (расстался) со своими партнерами и контрагентами, как о них отзывается. Если его предыдущий бизнес закрылся, узнайте, все ли долги погашены, а юридические процедуры закрытия завершены. Это покажет, как ваш потенциальный партнер относится к неприятной рутине, доводит ли он до конца свои дела или полагается на авось в долгосрочной перспективе.

Проанализируйте, совпадают ли ваши ценности и мировоззрение. Здоровый авантюризм в бизнесе, конечно, помогает. Однако если ваш потенциальный партнер не воспринимает всерьез действующее законодательство, легкомысленно относится к обязательствам, есть большая вероятность, что ликвидировать последствия придется именно вам. А если ваш партнер всю жизнь работал в госсекторе и не понимает коммерческих тонкостей, любые, даже необходимые, риски будут ему не по душе.

2. Обсудите с фиксацией на бумаге, за какую часть бизнеса каждый из вас будет нести персональную ответственность. Очень хорошо, если ваши знания и умения будут задействованы в разных областях. Например, рутинные бизнес-процессы выстраивает один человек, а креативную часть (реклама, медийность, бренд-бук) ведет другой. Желательно, чтобы партнеры дополняли друг друга, а не являлись потенциальными конкурентами.

3. Проговорите четко и документально, как вы планируете дальше вести бизнес в случае его провала. Вливаете ли собственные финансы в равных долях? Если да, то сколько и как долго; банкротитесь, продаете юридическое лицо и т.д.. Что делаете с прибылью: создаете "подушку безопасности", вынимаете прибыль из операционки, вкладываете ее в развитие, масштабируетесь, привлекаете инвестиции, берете кредиты и т.д. В этих вопросах действительно важно одинаково смотреть на вещи.

Возможно, уже на этапе честного (действительно честного!) обсуждения вы не только расстанетесь с мыслями об открытии совместного бизнеса, но даже потеряете друга. Тем не менее, если по предыдущим пунктам вы все же сошлись, настало время серьезных юридических вещей.

4. Устав. Многие начинающие предприниматели относятся к этому документу легкомысленно и воспринимают его лишь как юридическую данность. Однако именно устав позволяет закрепить права и обязанности друг друга, стать опорой при возникновении конфликтных ситуаций. И начать надо с поиска грамотного и вовлеченного юриста для первичной консультации. Искать надо того, кто будет задавать неудобные вопросы и трансформировать ответы в пункты устава. Например: Если вы становитесь собственниками бизнеса в равных долях (50 на 50), кто и как будет принимать решения при полном несогласии сторон? Будут ли зафиксированы обязанности каждого из учредителей в уставе? Если один из учредителей прекратил свое участие в делах бизнеса, может ли второй учредитель юридически от него избавиться? Как будет определяться размер компенсации (при добровольном выходе из состава учредителей) и предусмотрена ли она вообще? Что будет происходить с долей фирмы в случае смерти одного из учредителей (наследование, выплата и т.д.)? Именно опытный юрист сможет подсказать, что сегодня происходит в судах при разделе бизнеса и как можно подстраховаться.

5. Интеллектуальная собственность. Доменное имя, торговый знак — об этом не слишком задумываются при открытии бизнеса. Мало внимания уделяют тому, на кого это зарегистрировано. А если собственником становится юрлицо, что делать в случае процедуры банкротства? А если все начиналось полюбовно, и один из учредителей зарегистрировал на себя уникальный торговый знак (ТЗ), а второй — доменное имя (повторяющее уникальный торговый знак), за кем приоритетное право использования ТЗ?

7. Персонал. Сват — директор, кум — бухгалтер, три племянника — менеджеры по продажам. Страшный сон опытного предпринимателя. Однако новичкам проще положиться на своих близких людей в начале своего коммерческого пути. Это дает иллюзию тыла и защищенности. Однако чем это чревато в долгосрочной перспективе? Крепко подумайте.

Задать вопрос в рубрику "Мы выяснили" просто: заходите в чат-бот (@smartinf_bot), спрашиваете, а мы ищем ответ. Пожалуйста, оставляйте ваши контактные данные — без них мы не сможем ответить вам лично или уточнить детали.