Когда мы вспоминаем своё раннее детство, то чаще всего видим разрозненные образы: игрушка, солнечная комната, укол от свечки. Для большинства людей эти фрагменты — всё, что осталось от первых лет жизни. Этот феномен называется детской амнезией, и, несмотря на активное развитие мозга в раннем возрасте, мы теряем память о событиях до 3–6 лет. Почему?

Настоящие или ложные воспоминания?
Человеческая память не только уязвима, но и обманчива. Исследователь Сара Пауэр из Института Макса Планка объясняет журналу Live Science, что люди склонны принимать чужие воспоминания за свои. Часто повторяемые рассказы родителей или фотографии с раннего возраста могут формировать ложные воспоминания. Чем чаще мы их "вспоминаем", тем сильнее они закрепляются.
Как изучают память у малышей?
Пауэр создала уникальную лабораторию: комната, которую можно превратить в джунгли или подводный мир с помощью проекций. В каждой из версий игрушка прячется в определённой коробке. Исследователи наблюдают, вспомнит ли ребёнок, где она была, когда вернётся через разные промежутки времени. Всё — от игрушки до оформления — разработано специально, чтобы избежать влияния внешнего опыта.
Цель — выяснить, в каком возрасте дети начинают формировать долговременную эпизодическую память — ту, что отвечает за конкретные события и переживания. Интересно, что эта форма памяти и "выключается" при детской амнезии, в отличие от процедурной памяти (например, умения ходить или говорить).
Роль родителей в сохранении воспоминаний
В другом исследовании детей в возрасте от трёх до девяти лет просили вспомнить события, о которых они говорили с родителями в три года. Выяснилось, что дети 5–7 лет запомнили до 60% событий, а дети 8–9 лет — только 40%. Причём стиль общения родителей сильно влиял на результат: если взрослые вовлекали детей в разговор, просили вспомнить детали и "построить" историю вместе, дети запоминали больше.
Мозг помнит, но не отдаёт?
Современные технологии, такие как ЭЭГ и fMRI, показывают: даже дети до трёх лет способны формировать воспоминания. Проблема — в их последующем извлечении. То есть мозг, возможно, сохраняет эти данные, но мы теряем к ним доступ.
Одна из гипотез: детская амнезия — это эволюционный механизм, помогающий человеку перейти от полной зависимости к самостоятельности. Своего рода "перезагрузка" перед началом новой жизненной стадии.
Исследование Пауэр продолжается и может не дать окончательного ответа, но оно приблизит нас к разгадке загадки: где хранятся наши ранние воспоминания и почему доступ к ним утерян.