8 ноября 1793 года – день, когда Музей Лувр (официальная дата открытия дверей – 10 августа) превратился из бывшего королевского дворца в храм искусства для народа. В этот день была национализирована собственность духовенства, что послужило основой для формирования коллекции музея.
Тогда, в разгар революции, новые власти объявили: “Берите все!”, и коллекции монархов, церкви и аристократов были выложены в “Musée Central des Arts”.
Но если вы думаете, что с тех пор музей только и делает, что величественно выставляет шедевры – увы, нет. Там безбожно воруют. Возможно, пока вы стоите перед работой Да Винчи, где‑то рядом уже планируется очередная вылазка в галереи за сокровищами.
Самые ценные экспонаты (или почти) и их условные “ценники”
В Лувре есть вещи, которые нельзя просто купить – но можно оценить гипотетически. И да, охранник должен спать с одним прикрытым глазом. А не вот это вот все вроде простейшего пароля от камер наблюдения “Лувр” (это не шутка).
Начнем с трех женщин Лувра, которых обязательно нужно увидеть.
Мона Лиза (Леонардо да Винчи)

Стандартная фраза: “не продается, но если бы…” В 1962 году ее застраховали на $100 млн. В пересчете по инфляции и с учетом статуса “икона искусства” – сегодня можно говорить о $800–$1000 млн.
Так что если вдруг увидите объявление “Мона Лиза: срочно продается”, знайте – это либо шутка, либо утка.
Венера Милосская

Древнегреческая статуя, олицетворяет идеал красоты. Оценка: от ~$100 млн и выше.
Ника Самофракийская

Шедевр Эллинизма, величественная, мощная. Оценка: ~$120 млн + (по неофициальным данным).
Ну, и куда же без коллекции ювелирных и королевских драгоценностей. Например, корона императрицы Евгении де Монтихо (это ее недавно украли).

Соответственно, если кто‑то спрашивает “сколько стоит Лувр?”, то ответ будет ближе к “непродаваемо, но миллиарды евро” – благодаря наличию множества легендарных артефактов и их историческому значению.
Да начнется веселье! Громкие кражи
Музей с такими ценностями – это как пирожок на полке с одиноким и одноглазым охранником. Некоторые позорные эпизоды из истории потерь Лувра точно заслуживают упоминания.
1911 год: Мону Лизу похитил бывший сотрудник музея Винченцо Перуджа. Он спрятался в здании, а после вынес картину, спрятав ее под пальто. Спустя два года ее нашли во Флоренции, и этот эпизод помог сделать работу Леонардо да Винчи самым известным произведением искусства в мире.
1998 год: Пропала картина Le chemin de Sèvres (“Дорога из Севра”) художника Жана-Батиста-Камиля Коро, написанная в 1850-х годах. На момент помещения ее в Лувр работа оценивалась в 12 000 франков ($15084 по курсу 2025 года). Картина до сих пор не найдена.
И вот 19 октября 2025 года: Совершена дерзкая кража в зале Аполлона, где хранятся драгоценностей. За считанные минуты злоумышленники вынесли 8 сокровищ на €88 млн (≈$102 млн).
Поразительным остается тот факт, что все было проделано днем, а для того, чтобы проникнуть внутрь грабителям понадобились лишь грузовичок-подъемник, инструмент и… самокат для побега. Ах, да, и суперсложный пароль от камер наблюдения “Лувр”.
Ирония судьбы в том, что музей открыт для толп желающих поселфиться с шедеврами даже не разбираясь в их ценности, а грабители – за 7 минут взяли “наследие Франции”. Разумеется, общественность шокирована.
Почему все это‑то важно и слегка тревожно
Во‑первых, потому что “ценность” похищенных экспонатов – не просто в материалах, из которого они сделаны. Разбитая корона (та самая, которую украли и потеряли по дороге), к примеру, может потерять 99 % ценности, если ее разберут на бриллианты и распродадут частями.
Во‑вторых, музей открыт публике, показывает “величие” и одновременно раскрывает свои уязвимости. Сюда приходят миллионы туристов в год, и каждый шаг охраны становится публичным шоу.
Судите сами. По данным французских СМИ, за последние 10 лет Лувр неоднократно становился объектом критики со стороны экспертов по кибербезопасности. Уже в 2014 году французское агентство ANSSI провело аудит по запросу самого музея. Результаты были тревожными: специалисты без труда проникли во внутреннюю сеть, смогли управлять видеокамерами и менять уровни доступа по служебным бейджам.
Слабым звеном стали пароли: к примеру, “LOUVRE” открывал доступ к серверам видеонаблюдения, а “THALES” – к специализированному софту.
Несмотря на это, масштабных изменений не последовали. В 2015 году музей заказал еще один аудит – на этот раз у Национального института по вопросам безопасности и правосудия. Итоги двухлетней работы показали “серьезные недочеты”: неуправляемый поток посетителей, легко доступные крыши из-за строительных работ, устаревшие камеры и сбои в системах.
Особенно поражает то, что в 2025 году Лувр продолжал использовать ПО, купленное в 2003 году. Программа больше не поддерживается разработчиком, а серверы до сих пор работают на Windows Server 2003.
В‑третьих, указанные выше оценки (миллиарды, сотни миллионов) – это условные цифры. Ведь работы вроде Моны Лизы не продаются.
Подытожим: смотрите и не торгуйтесь
Если бы вам дали миллион евро и сказали выбрать: либо купить Мону Лизу, либо построить дом на Лазурном берегу, – вы бы точно знали, что именно сделаете с деньгами, потому что картину вам точно не позволят взять домой. Ценность ее – в истории, в культуре, в том, что она “висит там, где нужно, и ее видят все”.
А теперь – селфи: просто улыбнитесь .
“Судя по новостям, там до вас уже взяли” – откликнулся один из первых комментаторов. Другой предложил “луврового листа пару килограмм”, а кто-то заметил: “Людям наконец-то пригодились фотографии из музеев”