16 сентября 1976 года в Ереване случилась трагедия, которая могла стать одной из самых тяжелых транспортных катастроф в СССР. Переполненный троллейбус упал в Ереванское водохранилище. Но на берегу в тот момент оказался спортсмен, чье имя спустя годы знала вся страна.

Шаварш Карапетян – многократный чемпион мира по подводному плаванию – бросился в ледяную мутную воду и спас десятки людей.
Как все произошло

В тот день утром троллейбус №15 с примерно 90 пассажирами потерял управление и сорвался с дамбы в Ереванское водохранилище. Машина пошла на дно в двадцати пяти метрах от берега, на глубину около десяти метров. В мутной воде – почти полная темнота, стекло и металлические обломки.
В этот момент рядом совершал пробежку чемпион мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян вместе с братом Камо и тренером. Спортсмен без колебаний прыгнул в воду. Он несколько десятков раз нырял, каждый раз тратя около полуминуты на поиски, разбил ногой заднее окно троллейбуса и по одному вытаскивал пассажиров. Наверху брат и другие очевидцы принимали их и тянули к берегу.
Цифры, за которыми человеческие судьбы
По данным очевидцев и специалистов, Карапетян сумел поднять со дна 37 человек. Еще несколько выбрались через разбитое окно. В итоге ему удалось спасти около двадцати жизней. Остальные – погибли, либо скончались уже на поверхности.
Сам Карапетян получил тяжелые порезы от стекла, в легкие попала грязная вода. Итог – воспаление легких, сепсис, почти полтора месяца в больнице. Эти последствия героического поступка молодого и перспективного юноши стоили ему здоровья и фактически поставили крест на спортивной карьере. После восстановления спортсмен выиграл еще один мировой чемпионат и на этом все. Он ушел из большого спорта в 24 года, будучи 11-кратным рекордсменом мира, 17-кратным чемпионом мира, 13-кратным чемпионом Европы и семикратным чемпионом СССР по подводному плаванию.

Самое интересное, что его имя в связи с подвигом стало известно лишь спустя шесть лет благодаря статьям в “Комсомольской правде” и “Литературной газете”.
Подвиг до и после
Случай с троллейбусом был не первый, когда Шаварш спасал людей. За два года до этой трагедии он удержал от катастрофы автобус с людьми. Тогда спортсмен ехал в автобусе в спортивный комплекс. В дороге произошла поломка, водитель вышел посмотреть двигатель, и видимо, забыл поставить машину на ручной тормоз. Автобус начал скатываться в сторону обрыва. Карапетян (а ему тогда был всего 21 год) не растерялся, сумел вскочить в водительскую кабину и схватить руль, направив автобус в безопасную сторону.
А уже после 1976-го судьба снова испытывала его: в 1985 году, оказавшись свидетелем пожара в Ереванском институте, он вывел десятки студентов. Снова рисковал собой, получил ожоги и травмы.
Люди помнят не медали, а человечность и отвагу

В СССР об истории 1976 года заговорили только через несколько лет – тогда в “Литературной газете” вышел очерк “Что человек может”, и имя Карапетяна узнала вся страна. Его наградили орденом “Знак Почета” и медалью “За спасение утопающих”. Но главное признание – не формальные регалии, Карапетяну через редакции газеты писали благодарные люди со всего Союза. Десятки тысяч писем. Многие из них были подписаны просто: “Армянская ССР, Ереван, Шаваршу Карапетяну”.
Сегодня подвиг Шаварша Карапетяна напоминает: даже один человек способен изменить исход трагедии, если решается действовать. А он изменил исход целых трех.