29 апреля принято считать днем рождения троллейбуса. В этот день в 1882 году началась эксплуатация транспортного средства, изобретенного Вернером фон Сименсом.

Троллейбус Вернера фон Сименса, 1882 год.jpgТроллейбус Вернера фон Сименса, 1882 год

В основе прародителя современного троллейбуса был четырехколесный экипаж ландо со складной крышей, оснащенный двумя электродвигателями мощностью 2,2 кВт. Цепная передача передавала усилие на колеса. Небольшая контактная машина двигалась по воздушным линиям, от нее по гибкому кабелю электричество поступало к двигателям.

Трамвай как вид транспорта появился раньше троллейбуса. Но электропитание поступало от рельсов, что было небезопасно не только для пешеходов: частыми были короткие замыкания во время дождя и другие ЧП. Поэтому появилась необходимость поднять питающую сеть над землей.

Еще в 1881 году Вернер фон Сименс показал на Международной электрической выставке в Париже первый трамвай с воздушными линиями. Эта разработка и была применена для первого троллейбуса в Берлине.

Первая троллейбусная линия в Беларуси была открыта в сентябре 1952 года. Первые троллейбусы МТБ-82Д, курсировавшие в Минске, были изготовлены Тушинским машиностроительным заводом. В 1961 году в Минске уже было 6 маршрутов. Со временем троллейбусный парк Минска стал обновляться новыми моделями: СВАРЗ, ЗиУ-5, ЗиУ-9.

Троллейбус МТБ-82Д в музее транспорта Минска.jpgТроллейбус МТБ-82Д в музее транспорта Минска

В 1994 году "Белкоммунмаш" выпустил первый белорусский троллейбус. Сначала это были троллейбусы модели АКСМ-101, затем – АКСМ-201 и АКСМ-213.

Троллейбус АКСМ-101 на маршруте Минска.jpgТроллейбус АКСМ-101 на маршруте Минска

В Беларуси в настоящее время троллейбусная сеть развита в Минске, всех областных городах – Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и Могилеве. А также в Бобруйске.

Электробус Vitovt Max Electro.pngЭлектробус Vitovt Max Electro

В последнее время все чаще на маршруты выходят троллейбусы с увеличенным запасом хода, которые могут проезжать часть маршрута без контактной сети, а также электробусы.

Развитие технологий накопления энергии привело к тому, что в некоторых городах начинают отказываться от троллейбусного движения. К примеру, в Москве движение троллейбусов было полностью прекращено в августе 2020, а причиной закрытия московские власти назвали устаревшую концепцию троллейбусного транспорта.