К нам в редакцию пришло письмо от жителя областного центра. Читатель под ником “Николаич” описал ситуацию: “В Витебске есть студия груминга. У них есть аккаунт в Инстаграме. Там они рекламируют свои услуги. Также они снимают рилсы с животными и для озвучки используют трендовые аудиозаписи содержащие матерные слова. Заходя к ним на страницу, ожидаешь получить информацию об услугах, но не внезапную порцию мата. Тем более, что рядом со мной есть ребенок”.

Николаич спрашивает: “Что о такой ”современной“ рекламе говорит закон? Норма это с точки зрения закона или нет?”.

Давайте разбираться.

без мата 

Любая реклама в Беларуси подпадает под действие Закон Республики Беларусь “О рекламе” (далее – Закон о рекламе).

При этом реклама должна соответствовать требованиям нравственности и добросовестности. Закон запрещает размещение “ненадлежащей рекламы” – вводящей в заблуждение, аморальной, агрессивной и так далее.

Для защиты несовершеннолетних есть отдельные ограничения: по ст. 25 Закона о рекламе не допускается реклама, которая ориентирована на детей с использованием неподобающего контента или внушает ценности, несовместимые с этикой.

Также действует запрет на использование нецензурной брани и выражений, оскорбительных, унижающих честь и достоинство, в публичных местах – это регулируется как административное правонарушение. Это статья 19.1 (Мелкое хулиганство) КоАП.

Можно ли считать мат в рекламе груминга нарушением?

Если реклама (включая соцсети, видео‑рилсы с pets‑грумингом) содержит нецензурную лексику, и при этом рассчитана на широкую аудиторию – в том числе детей – это может рассматриваться как “ненадлежащая реклама” и нарушение требования о защите несовершеннолетних. А поскольку соцсети и интернет‑страницы – это “любые средства” распространения рекламы, то Закон о рекламе на них распространяется.

Использование матерной лексики в публичном контенте может подпадать под административную ответственность – например, за нецензурную брань, оскорбление, нарушение общественного порядка. Наказать за это могут штрафом в размере от двух до тридцати базовых величин (на сегодня это от 84 до 1260 рублей) или даже административным арестом.

Таким образом – правовые основания для претензий у вас есть: мат в рекламе и публичных роликах, особенно если рядом могут быть дети – может считаться нарушением.

Что можно сделать?

Если хотите действовать, есть несколько вариантов:

  • Обратиться в контролирующие органы – например, в органы, которые регулируют рекламу, потребовать проверки страницы на соответствие Закону о рекламе. Можно указать, что реклама содержит непристойный контент, неподходящий для детей.

  • Сообщить в правоохранительные или местные власти – если речь идет о публичной нецензурной брани, особенно если ролики доступны и на виду у детей. Можно потребовать, чтобы рассмотрели это как административное нарушение.

  • Написать обращение от лица родителей или других граждан – коллективная жалоба может иметь больший вес. Можно привлечь внимание общественности.

  • Попросить площадку (например, Instagram) удалить или пометить этот контент как неприемлемый – многие соцсети имеют политику в отношении контента с матом и могут отреагировать на жалобу.

Задать вопрос в рубрику “Мы выяснили” очень просто: заходите в чат-бот (@smartinf_bot), спрашиваете, а мы разбираем ваш вопрос. Ответы публикуем по вторникам и четвергам с 17:00 до 18:30 на сайте и в нашем Telegram-канале.