В начале июня 1873 года в Занзибаре был закрыт крупнейший в мире рынок рабов. На первый взгляд — просто дата из постколониальной хроники. На деле — кульминация многовекового ужаса, который менял мир не меньше, чем войны и революции. С этим событием завершилась одна из самых долгих и жестоких глав человеческой истории — открытая торговля людьми в Восточной Африке.
Восточная Африка: последняя петля

В XIX веке Занзибар был не только туристическим раем. Это был ад для тысяч мужчин, женщин и детей, которых захватывали в глубине континента и перегоняли к морю. Отсюда они отправлялись в Аравию, Индию, Персию. В столице, Стоун-Тауне, находился самый оживленный рынок рабов Восточной Африки. Он работал по строгим правилам: осмотр, торг, разделение семей, клеймение.
В 1860-х годах ежегодно через рынок проходило около 7 000 рабов.
Под давлением Великобритании, добивавшейся отмены рабства по всему миру, султан Баргаш ибн Саид в 1873 году подписал Фрирский договор, согласившись закрыть рынок. Однако само рабство, особенно на плантациях острова Пемба, продолжалось ещё десятилетия — уже нелегально. Сюда в одном только 1875 году ежемесячно прибывало до 1 000 рабов.
По общим оценкам, с 1830 по 1873 год на рынке Стоун-Тауна было продано около 600 000 рабов.
Глобальное рабство: шрамы на всей карте мира

Рабство было не исключением, а правилом на протяжении большей части истории. Оно существовало в Древнем Египте, Китае, Риме, у коренных народов Америки. Но особенно массовым и системным оно стало в эпоху трансатлантической работорговли: с XVI по XIX век около 12,5 миллионов человек (это больше населения Беларуси на сегодняшний день) вывезли из Африки в Америку. Почти половина — в Бразилию, где рабство сохранялось дольше всего, и было отменено лишь в 1888 году.
Однако, пока в одних странах рабство сохранялось вплоть до XX века, другие отказались от него значительно раньше: в Швеции — в 1335 году, в Исландии — в 1117 году, в Японии — в конце XVI века, в Иране — в 1929 году.
Нужно отметить одну героическую и уникальную страницу в этой жестокой главе — Гаитянская революция (1791–1804). Это единственное в истории успешное восстание рабов, приведшее к созданию независимого государства, где бывшие рабы стали властью.
Современное рабство: другое имя — тот же ужас
Вы не поверите, но по данным ООН за 2022 год, более 50 миллионов человек и сегодня живут в условиях рабства. Это принудительный труд, долговая кабала, сексуальная эксплуатация, насильственные браки. И всё это — в цифровую эпоху. Что же мы делаем не так?
Как человечество осмысливало травму работорговли?

История всегда воплощается в творчестве: в литературе, искусстве, музыке. Трагедия человеческого гуманизма отражена в книгах и фильмах. Вот наиболее известные из них
Книги:
"Хижина дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу — книга, которая, по словам Линкольна, "начала войну".
"12 лет рабства" Соломона Нортапа — жутко точная автобиография похищения и многолетнего истязания свободного человека. В 2014 год фильм по этой книге получил "Оскара" как лучший.
"Корни" Алекса Хейли — роман-эпопея, раскрывший миллионам американцев правду об их предках.
Кино:
Уже упомянутая картина "12 лет рабства" (2013).
"Джанго освобождённый" (2012) — Квентин Тарантино рассказывает о рабстве через гротеск и гиперболу.
"Амистад" (1997) — судебная драма о мятеже на корабле с рабами.
"Глори" (1989) — фильм о первом чернокожем полке в армии северян.
Сериалы и фильмы о гладиаторах:
"Спартак" (Starz) — это сериал о рабах-гладиаторах, поднявших восстание. В центре истории — легендарный руководитель восстания гладиаторов в Италии Спартак.
"Рим" (HBO) — показывает повседневность Римской империи, где люди — всего лишь имущество.
"Гладиатор" (2000) — художественная, но сильная метафора о мести и достоинстве, где главный герой — бывший военачальник, пленный и проданный в гладиаторы. В 2001 году фильм получил пять премий "Оскар".
Что осталось от Занзибарского рынка сегодня?
Сейчас на этом месте англиканский собор — кафедральный собор Христа. Его строительство началось в декабре 1873 года, вскоре после официального закрытия рынка, и завершилось в 1879 году под руководством активного борца с рабством епископа Эдварда Стирса.

Алтарь собора расположен на месте бывшего "столба для порки", где рабов публично избивали перед продажей.
Рядом с собором находится памятник, изображающий фигуры рабов в цепях, как напоминание о страданиях жертв работорговли.

В подземельях под собором сохранились камеры, где содержались рабы перед продажей. Эти помещения теперь являются частью музея, посвященного истории рабства в регионе.