Дорожные службы Минска заготовили примерно 39 тысяч тонн песко-соляной смеси и заполнили под завязку хранилища технической соли, пишет агентство “Минск-Новости”. Но такие противогололедные реагенты периодически подвергают критике за агрессивное воздействие на окружающую среду, кузова машин, обувь, лапы домашних животных, в конце концов.

снег зима.jpg

Городские власти не раз пытались найти альтернативу дешевому хлориду натрия. Около 10 лет назад воспользовались разработкой белорусских ученых – реагентом, в основе которого лежал отход сахарной свеклы меласса. Его заявляли, как экологичный и безвредный для металла, но при этом эффективный в борьбе с зимней скользкостью. Экспериментальный антиобледенитель, впрочем, не прижился. К недостаткам отнесли высокую в сравнении с солью стоимость, а также недостаточную эффективность при сильных морозах.

Прошлой зимой в Минске провели еще один эксперимент. В противогололедные материалы добавляли особый ингредиент, созданный белорусскими учеными. По заверению разработчиков, он должен был на 15–20 % сократить вредное воздействие на металлы, кожу, зеленые насаждения. Экспериментальные смеси использовали на нескольких улицах весь скользкий сезон, а летом должны были оценить результаты. Однако, в арсенале дорожников на предстоящую зиму… снова соль и ее смесь с песком.

Как борются с гололедом других странах?

Кофейную гущу используют, чтобы повысить сцепление с дорогой и предотвратить скольжение. Иногда ее смешивают с песком и щебнем. Ударить кофе по гололедице попробовали, например, в Польше и Великобритании. Кофейный жмых против скользкости, кстати, применяли и в некоторых городах России. Конечно, собрать столько гущи, чтобы хватило на весь город, едва ли возможно.

Мраморную и гранитную крошку применяют в некоторых странах, например, в Скандинавии и Германии. Эти абразивные частицы хоть и не плавят лед, но улучшают сцепление колес с поверхностью.

Кипяток с песком распределяют по дорогам в Швеции зимой. Смесь готовят в пропорции 3/7. Из-за высокой температуры песок вплавляется в снег, делая дорогу шероховатой.

Огуречный рассол в качестве реагента предложили использовать производители солений и горчицы в Германии. Метод опробовали в 2019 году, но неизвестно, прижилось ли новшество.