20 июня 2024 года — В Голливуде, где царят многомиллионные бюджеты и жёсткие студийные правила, Роберт Родригес уже три десятилетия остаётся редким исключением — режиссёром, который снимает так, как хочет. Его фильмы — это взрывной микс мексиканского колорита, стильного насилия и неожиданного юмора. В день рождения режиссера (ему исполняется 57 лет) разбираемся, как выходец из бедной семьи стал культовым автором, которого обожают и критики, и зрители.

Родригес

Медицинские эксперименты, первая камера и прорыв за $7 000

Будущий режиссёр родился в Сан-Антонио, в семье, где никто даже не думал о кинематографе. Его отец продавал кухонную технику, мать работала медсестрой. В детстве Родригес обожал комиксы и дешёвые боевики, которые смотрел по телевизору. В 12 лет он получил первую камеру — подержанную 8-миллиметровую "Супер-8" — и начал снимать короткометражки с младшими братьями в главных ролях.

Но настоящий перелом случился в 1991 году. Чтобы купить профессиональную камеру, 23-летний Родригес записался… на медицинский эксперимент в фармакологической лаборатории. За месяц тестирования новых препаратов он заработал $3 000 — половину бюджета своего дебютного фильма. Остальные деньги взял в кредит.

Так появился "El Mariachi" (1992) — история музыканта, которого путают с наёмным убийцей. Картину снимали в мексиканском городке на границе с Техасом, роли играли непрофессиональные актёры, а сцены драк ставили буквально на коленке. Но когда фильм попал на фестиваль Sundance, его купила Columbia Pictures за $200 000. Родригес мгновенно стал героем независимого кино — парнем, который доказал: чтобы снимать кино, не нужны миллионы.

От Тарантино до "Алиты": главные работы

После успеха "El Mariachi" Родригес отказался от голливудских шаблонов. Вместо этого он создал свой уникальный стиль:

  • "Отчаянный" (1995) — первый по-настоящему крупный проект с Антонио Бандерасом в роли гитариста-убийцы. Здесь уже были зрелищные перестрелки, фирменный чёрный юмор и Сальма Хайек в роли роковой женщины. Фильм собрал $25 млн при бюджете $7 млн.
Родригес и Тарантино

  • "От заката до рассвета" (1996) — культовый гибрид криминального боевика и вампирского хоррора. Сценарий написал Квентин Тарантино, который также сыграл одну из ролей. Особенно зрителям запомнился танец Сальмы Хайек со змеёй и кровавый разгром вампиров в баре.

Квентин Тарантино во многих своих проектах сотрудничает с Робертом Родригесом. За музыку к фильму "Убить Билла" Тарантино заплатил Родригесу $1. Тот не остался в долгу и заплатил Тарантино как приглашённому режиссёру в "Городе грехов" тоже $1.

 

  • "Город грехов" (2005) – революционная картина, снятая целиком на зелёном фоне в стиле графического романа Фрэнка Миллера. Чёрно-белая эстетика, жёсткие диалоги и неожиданные кадры (например, отрубленная голова, которая разговаривает) сделали фильм визуальным шедевром.

  • "Алита: Боевой ангел" (2019) – амбициозная экранизация манги, которую Родригес вынашивал 15 лет. Джеймс Кэмерон лично уговорил его взяться за проект. Несмотря на смешанные отзывы, фильм собрал $405 млн и обрёл культовый статус.

Почему его методы вдохновляют молодых режиссёров?

Родригес – редкий пример режиссёра, который никогда не работает по студийным шаблонам. Вот несколько его принципов:

Родригес

"Снимай быстро и дёшево" – многие его фильмы сделаны за считанные недели. Например, "Планета страха" (часть "Грайндхауса") снимали всего 15 дней.

"Делай всё сам" – он часто выступает не только как режиссёр, но и как оператор, монтажёр и даже композитор (под псевдонимом Chingon).

"Не бойся цифровых технологий" – ещё в 2000-х он одним из первых перешёл на цифровые камеры, когда Голливуд скептически к ним относился.

"Если ты веришь в свою идею – просто бери и делай. Голливуд не любит риска, но зрители – да", – говорит режиссёр. И его карьера – лучшее доказательство этих слов.