Не все великие архитектурные замыслы доходят до финала. Некоторые из них остаются в истории как символы амбиций, идеологии или технической смелости.
В день рождения испанского архитектора, автора множества нестандартных строений в Барселоне Антонио Гауди мы собрали пять знаменитых проектов, которые по разным причинам так и не были завершены — но именно этим и стали особенно интересны для потомков.
Саграда Фамилия, Барселона (Испания)
Строительство: с 1882 года.
Архитектор: Антонио Гауди.
Собор Святого Семейства (Sagrada Família) — вероятно, самый известный долгострой в мире. Его начали строить более 140 лет назад, и он до сих пор не завершен. Архитектор Антонио Гауди посвятил проекту последние 15 лет жизни, сделав из храма свою лабораторию — он творчески менял чертежи, используя натуру и макеты. После его смерти в 1926 году проект унаследовали другие архитекторы, но гражданская война и разрушение мастерской с оригинальными планами серьезно затруднили продолжение работ.
Храм до сих пор строится на пожертвования и считается действующей католической церковью. Несмотря на незавершенность, он признан объектом наследия ЮНЕСКО и ежегодно принимает миллионы туристов. Изначально завершение было приурочено к 2026 году — столетию со дня смерти Гауди, но сроки вновь сдвинулись на 2035 год.
Дворец Советов, Москва (СССР)
Строительство: начато в 1937 году.
Архитектор: Борис Иофан.
Монументальный небоскреб должен был стать символом могущества советской власти. На вершине 415-метрового здания планировалась статуя Ленина высотой в 100 метров — он буквально должен был возвышаться над всей Москвой. Дворец Советов задумывался как крупнейшее административное здание в мире, включающее залы для съездов, библиотеки и музей.
Строительство началось с масштабного сноса Храма Христа Спасителя и частичной закладки фундамента, но в 1941 году оно было остановлено из-за начала войны. После — окончательно заморожено. В 1960-е на этом месте устроили гигантский открытый бассейн "Москва", а в 1990-е восстановили разрушенный храм. Сам проект остался памятником грандиозным, но утопическим амбициям сталинской эпохи.
Национальный монумент Шотландии, Эдинбург (Великобритания)
Строительство: 1826–1829 годы.
Архитекторы: Чарльз Кокерелл и Уильям Плейфэр.

На Калтон-Хилл в Эдинбурге стоят величественные, но неполные колонны — это Национальный монумент Шотландии. Его замыслили как мемориал шотландцам, погибшим в Наполеоновских войнах. Проект был вдохновлен афинским Парфеноном и задумывался как символ национального достоинства и культуры.
Однако финансирование закончилось после установки всего 12 из 30 колонн, и проект остановился. С тех пор его называют "позором Эдинбурга" — с иронией, но и с привязанностью. Сейчас руины стали одной из популярных туристических точек и местом съемок фильмов и реклам. Периодически поднимаются разговоры о завершении проекта, но они не доходят до дела.
Башня Татлина (Монумент III Интернационала), Петроград (РСФСР)
Проект: 1919–1920 годы.
Архитектор: Владимир Татлин.

Один из самых знаменитых утопических проектов русского авангарда, Башня Татлина должна была стать символом нового мира. Спиралевидная конструкция высотой около 400 метров представляла собой пересекающиеся металлические каркасы с вращающимися внутри стеклянными объемами: залами для заседаний, издательства, информации.
Башня должна была двигаться: разные части вращались бы с разной скоростью (одна — раз в год, другая — раз в месяц и т. д.). Но технически это было крайне сложно даже для развитой страны, а уж тем более для обескровленной послереволюционной России. Финансирования и материалов не было, и проект остался на бумаге и в макетах. Сейчас копии башни стоят в музеях, а сама идея живет в архитектурной мифологии как один из символов авангардного дерзновения.
Ryugyong Hotel, Пхеньян (КНДР)
Строительство: с 1987 года
Архитекторы: Baikdoosan Architects & Engineers
Пожалуй, самое известное незаселенное здание в мире. 105-этажный отель в форме пирамиды начали строить в Пхеньяне в 1987 году, но после экономического кризиса стройка встала. Более десяти лет здание стояло как бетонный скелет — без окон, дверей и отделки.
В 2008 году фасад покрыли стеклом, добавили светодиодный экран, но внутри все еще пусто. Отель ни разу не принимал гостей. Несмотря на статус самого высокого здания в стране, это скорее мифологический объект, чем отель. Журналистам разрешают лишь снимать его снаружи. Туристы смотрят — и не верят, что внутри ничего нет.
Вот видите, какие в мире есть грандиозные недострои. А вы говорите, ремонт не доделан...