В последние дни в российских медиа появляются косвенные сигналы о том, что повышение утильсбора на авто мощностью более 160 л.с., запланированное в России с 1 ноября текущего года, могут быть скорректированы, отсрочены или вовсе отменены.

автомобили на складе

Хаос в расчетах” и внутренние трения

Появляется все больше мнений о том, что повышающие коэффициенты утильсбора могут положить автомобильный рынок на лопатки. В частности, в Федеральная таможенная служба России высказалась о том, что из-за “хаоса в расчётах” введение новых ставок может быть отменено или отложено. Заместитель руководителя ФТС Владимир Ивин предложил унифицировать документ, который регулирует начисление нового “утиля” – чтобы устранить разночтения.

Есть информация, что введение новых правил могут отложить до 1 января 2026 года в том числе и из-за недовольства автовладельцев и отрасли.

Парадокс в том, что сбор задумывался как экологическая мера, а превратился в инструмент фискального давления. Ни к переработке авто, ни к защите природы реформа не имеет прямого отношения: средства от утильсбора в России не привязаны к целевым экологическим проектам.

Политический крен: депутаты защищают граждан

Народные избранники тоже включились в игру. Как пишет ТАСС, Депутат Госдумы Ярослав Нилов предложил отложить повышение утильсбора для физических лиц либо ввести исключения для тех, кто уже приобрел автомобиль, но из-за проблем в логистике не успеет получить машину из-за рубежа до 1 ноября. Соответствующее письмо депутат направил главе Минпромторга.

Российский новостной портал РБК также указывает: в Думе высказывают сомнения по поводу возможности недополучения “нового” утильсбора в ближайшее время из-за падения производства и импорта машин. То есть в неустойчивости новой конструкции “утиля” не уверен не только бизнес, но и законодатели.

Автосалон

Бизнес в ожидании чуда

Эксперты на местах осторожны, но не исключают сценарий отмены или радикальной корректировки. Одни считают, что утильсбор может быть отменён в целом, если локализация производства реально пойдет вверх и кредиты станут доступнее. Другие менее оптимистичны в высказываниях, полагая, что власти скорее всего пересмотрят систему, но полная отмена вряд ли возможна, скорее – поэтапное или выборочное внедрение.

Реакция бизнеса предсказуема. Российские автодилеры и импортеры в один голос заявляют: любое повышение утильсбора – это прямое подорожание. Даже если ставки “всего лишь” скорректируют, эффект всё равно почувствуют все: от импортеров до покупателей на вторичке.

То, что вице-премьер Мантуров публично не исключает корректировки коэффициентов, бизнес воспринял как сигнал: решение не окончательное. А если и будет реализовано, то “в мягком варианте” – с постепенным ростом ставок, а не одномоментным скачком.

До 1 ноября осталось 2 недели, и, по логике, уже в ближайшие дни должны появиться официальные комментарии. Пока же можно сказать одно: курс на подорожание взяли, но включили нейтральную передачу. Как повышение может отразиться на белорусском автомобильном рынке, читайте в нашем материале.

Покупка авто в кредит невозможна

С 1 ноября Россия планирует ввести новые правила: для некоторых моделей утилизационный сбор может увеличиться в десятки и сотни раз. Подтянет ли Беларусь новые ставки следом за Россией? И готов ли белорусский рынок к тому, что даже автомобили с шильдиком “Made in Belarus” станут роскошью?