В авиакатастрофе под Смоленском 15 лет назад погиб президент Польши Лех Качиньский, его супруга Мария, а также многие высокопоставленные представители польского правительства, военные чиновники, религиозные деятели и другие люди.

качиньски.pngЛех Качиньский с супругой Марией 

Самолет Ту-154, на котором летели 96 человек, направлялся в Смоленск для участия в памятных мероприятиях по случаю 70-й годовщины Катынской трагедии — массового расстрела польских офицеров в 1940 году.

Погибли все, кто находился на борту. Эта катастрофа стала крупнейшей по числу жертв, среди которых оказались первые лица государства.

Tu-154.jpgРазбившийся самолёт вылетел за 39 часов до катастрофы

"И сердцу больно, и горю нет конца"  

Трагедия, произошедшая в густом тумане, стала шоком для всей страны. Кроме главы государства Польша лишилась представителей различных слоев общества: депутатов, генералов, священников. Погибли также семьи жертв Катынского расстрела.

PomnikМемориал рейсу 101 (Воинское кладбище в Повонзках, Варшава)

В память о трагедии в Польше проходят мероприятия, на которых люди собираются, чтобы почтить память погибших. В Варшаве и других городах установили памятники, проводят молебны и минуты молчания. Эти действия символизируют единство нации в горе и уважение к памяти жертв этой крупной катастрофы.

Warsaw_National_Tragedy.jpgСвечи и цветы на Королевском тракте в Варшаве

crash_001.jpg 

Расследование трагедии

Расследование крушения самолета проводили как польские, так и российские власти, и его результаты стали предметом обсуждений и споров на протяжении многих лет.

Сначала после авиакатастрофы польская комиссия по расследованию трагедии выяснила, что она была вызвана сочетанием нескольких факторов, включая человеческие ошибки, технические проблемы и неблагоприятные погодные условия. Конкретнее: самолет снизился ниже допустимой высоты и столкнулся с деревом на высокой скорости в условиях плохой видимости.

Tragedia_w_Smolensku.jpgОбломки рейса 101

Какие факторы приводились?

Погодные условия: В день катастрофы в Смоленске наблюдался густой туман, что значительно ухудшало видимость. Это создавало сложные условия для пилотов, особенно при заходе на посадку.

Человеческий фактор: Основной причиной катастрофы считается ошибка экипажа. Пилоты, несмотря на неблагоприятные условия, решили продолжить посадку, что противоречило стандартным протоколам. Они игнорировали предупреждения о необходимости уходить на второй круг и попытались приземлиться, что в конечном итоге привело к столкновению с деревьями.

Недостаточная подготовка: Некоторые эксперты отмечают, что экипаж не был должным образом подготовлен к полетам в условиях низкой видимости. Отсутствие опыта работы с подобными ситуациями могло повлиять на принятие решений.

Технические проблемы: Также указывалось на возможные технические неисправности самолета, однако основное внимание уделялось именно человеческому фактору и принятым решениям экипажа.

Позднее в Польше было инициировано новое расследование. В 2017 году эксперты заявили о наличии доказательств взрывов на борту, что привело следователей к рассмотрению версии о том, что катастрофа могла быть преднамеренной.

Антони Мачеревич, который тогда возглавлял комитет по расследованию, обвинил российские спецслужбы в причастности к крушению президентского самолета. Официального подтверждения этой информации нет.

В июне 2019 года польский суд приговорил бывшего сотрудника аппарата премьер-министра Польши Томаша Арабского к 10 месяцам лишения свободы за организацию полета. Его признали виновным в том, что он, несмотря на свои обязанности, не принял мер для обеспечения безопасности визита президента Польши в Россию.

Другую обвиняемую, секретаря канцелярии премьер-министра Монику Б., приговорили к 6 месяцам лишения свободы с отсрочкой на 1 год. Остальных обвиняемых суд оправдал.

В декабре 2023 года, спустя 13 лет после создания подкомитета по расследованию авиакатастрофы, Министерство национальной обороны Польши приняло решение о его роспуске.

Кроме того, в Минобороны пообещали сформировать специальную группу для анализа всех аспектов работы ликвидированного подкомитета.

Заместитель министра обороны Цезарь Томчик тогда отметил, что закрытие комиссии стало "концом бессмысленных трат на деятельность, которая не имеет ничего общего с объяснением причин смоленской катастрофы".

-crash-in-smolensk.jpgСтихийный мемориал на месте трагедии.