В июне 2023 года подводный аппарат Titan компании OceanGate отправился в смертельное погружение к обломкам “Титаника”. Спустя 1 час 45 минут после начала спуска связь с аппаратом была потеряна. Все пять человек на борту погибли в результате катастрофической имплозии – корпус субмарины не выдержал давления около 340 атмосфер (34 мегапаскаля). Сегодня опубликован финальный отчёт Береговой охраны США: более 300 страниц подробностей, нарушений и сознательных рисков.

Стоктон Раш: человек, который не верил в правила

Стоктон Раш

Генеральный директор OceanGate Стоктон Раш – ключевая фигура этой трагедии. Отчёт описывает его как человека, целенаправленно избегавшего сертификаций и проверок, использовавшего “тактику запугивания” в отношении сотрудников, чтобы ускорить разработку подлодки. Он увольнял тех, кто выражал опасения по поводу конструкции Titan, и постоянно выбирал дешёвые и быстрые решения. Один из таких примеров: Раш приказывал крепить купольную крышку весом 3,5 тонны (около 1588 кг) всего на 4 болтах вместо предусмотренных 18 – просто потому, что так было быстрее.

Безопасность? Нет, не слышал

Titan хранился зимой под открытым небом в Канаде, где температура колебалась от -30 до +10°C, что ослабило прочность его композитного корпуса. Во время миссий в 2021 и 2022 годах аппарат застревал на дне, отказывала система управления, выходили из строя двигатели сброса балласта. Иногда управление подлодкой доверяли несертифицированным лицам – например, эксперту по “Титанику”, который не имел ни лицензии, ни опыта.

Финал, которого можно было избежать

Раш настолько уверовал в свою непогрешимость, что начал игнорировать приказы руководителей миссий. В одном случае он предложил оставить Titan на дне почти на сутки, надеясь, что коррозия освободит аварийный балласт. Это решение могло стоить жизни всей команде. Такие действия указывают не просто на риск, а на полное игнорирование базовых норм безопасности.

titan.png

Когда Titan погиб, всё произошло за доли секунды. Имплозия была настолько мощной, что звук взрыва достиг поверхности за 2 секунды – его услышала команда судна Polar Prince. После этого все сигналы исчезли. Гибель была мгновенной.

По мнению следствия, если бы Раш выжил, он бы подлежал уголовному преследованию. Titan стал трагическим примером того, к чему приводит пренебрежение инженерной этикой и безопасностью в погоне за славой.

Трагедия произошла 18 июня 2023 года в Северной Атлантике. Батискаф “Титан” отправился к месту гибели лайнера “Титаник”, но уже через 1 час 45 минут после старта связь с ним была потеряна. Четыре дня спустя спасатели обнаружили обломки аппарата. Причина крушения – корпус батискафа не выдержал давления.

Погибли все пятеро, находившиеся на борту: миллиардер Хэмиш Хардинг, пакистанский предприниматель Шахзада Давуд с сыном Сулейманом, французский океанограф Поль-Анри Нарголе и сам Стоктон Раш.