Учился на инженера, а стал детским писателем, чьи книги переведены более чем на 25 языков. Сегодня свой 87-й День рождения отпраздновал бы писатель Эдуард Успенский, литературный "папа" любимых с детства крокодила Гены, Чебурашки, Дяди Федора и кота Матроскина.

успенский.jpg

Хулиган и пионервожатый

Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В 1938 году семья переехала в столицу.

Эдуард Успенский вспоминал, что рос хулиганом: прогуливал уроки, часто затевал драки и задирал одноклассников. Интерес к учебе проснулся… благодаря травме. В седьмом классе он сломал ногу. Оказавшись в больнице, попросил маму принести в палату учебники, чтобы не остаться на второй год. Оказалось, что учебники не "особенно ужасающи", и дело с учебой наладилось.

В девятом классе Эдуард Успенский стал пионервожатым у третьеклассников. Для своих подопечных он впервые написал юмористические стихи. После Успенский вспоминал, что порой проводил с ними целый день. "Мы вместе катались на лыжах и ходили в театр… <…> …Именно эта возня с детьми сделала меня детским писателем".

А вот дальше учиться Успенский пошел в Московский авиационный институт. Университетское образование совмещал с созданием и проведением студенческих капустников и выступлений местного Клуба веселых и находчивых.

После учебы пошел работать инженером, а в свободное время стал сочинять сценарии и рассказы для детей.

Герои-проповеди, отчасти списанные с окружающих

В 1960-х годах к Эдуарду Успенскому пришел успех в качестве детского писателя. Созданные им персонажи — дядя Федор, Матроскин, Шарик и почтальон Печкин, крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк — стали любимы сначала среди советских читателей, а затем и по всему миру.

Как-то в интервью Успенский рассказывал, что, создавая своих героев, хотел донести некую "проповедь". "Сначала у меня рождается какая-то идея, которую хочется донести до детей, — я называю ее проповедью. Чтобы посыл был верным, нужны герои — носители этой проповеди. Создавая их образы, начинаешь ворошить память, искать в окружающих людях, животных нужные черты. И постепенно у них появляется характер, манеры, речь, внешний вид, смысл. Так родился дядя Федор — с проповедью "Детям нужно давать больше свободы!". Поскольку я убежден в том, что ребенок приспособлен к жизни гораздо больше, чем полагают взрослые. Или крокодил Гена, носитель идеи о том, что животные — это те же мы, только в ином обличье и у них равные с нами права на этой планете".

Прототипы у героев тоже были.

Так, прообраз Гены — композитор Ян Френкель, с которым Успенский приятельствовал. А кота Матроскина — редактор киножурнала "Фитиль" Анатолий Тараскин. "А Шапокляк я списал отчасти со своей первой жены, отчасти с себя самого", – отмечал Успенский.

 простоквашино.jpg

Скончался писатель в 2018 году, на 81-м году от рака. За свою творческую карьеру он написал 75 повестей и рассказов, 10 пьес и сценарии 60 мультфильмов.

Цитаты из книг Успенского и мультфильмов по его произведениям ушли "в народ". И уже несколько поколений жителей стран бывшего СССР точно знают, как правильно есть бутерброд.

Помните эти цитаты обитателей Простоквашино?

"Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится".

***

"Кот Матроскин подойти к телефону не может. Он очень занят. Он на печи лежит".

***

"Мужчину надо воспитывать до пятидесяти лет. А после пятидесяти можно перевоспитывать начать".

***

"Это я, почтальон Печкин, принёс журнал "Мурзилка" для вашего мальчика!"

***

"Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было! А теперь я сразу добреть начну. И какую-нибудь зверюшку заведу. Чтоб жить веселее. Ты домой приходишь, она тебе радуется…"

Не забудем и про Крокодила Гену & Co

чебурашка.jpg

"Опять чебурахнулся! Фу ты, Чебурашка какой"

***

"Кто людям помогает, лишь тратит время зря. Ха-ха! Хорошими делами прославиться нельзя!"

***

"Мы строили, строили и наконец построили. Ура!"

А это уже из "Следствие ведут Колобки"

колобки.jpg

"Ничего не понимаю!"

***

Шеф, ну что?

— Ничего.

— Шеф, ну что?

— Ничего.

— Шеф, ну что?!

— Воды.