В 12 километрах от Минска, в агрогородке Сёмково, выставили на продажу старинную усадьбу конца XVIII века. За объект с историей почти в 250 лет просят ни много ни мало – 457,3 тысячи долларов. Лот опубликован на Инвестиционном портале Беларуси.
Речь идёт об усадебно-парковом комплексе, построенном в 1780 году. В состав объекта входят усадебный дом и два флигеля. Все здания кирпичные, одноэтажные. Общая площадь помещений – 1954 квадратных метра. Вместе с постройками продаётся земельный участок площадью 3,61 гектара. В описании уточняется, что территория “не заросшая, покрыта травой”.
Сейчас усадьба состоит на балансе отдела идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Минского райисполкома. После покупки объект можно использовать под сферу услуг.
Интересно, что инженерной инфраструктуры на территории нет. При этом в документах указано, что существует техническая возможность подключить воду, газ и электричество. Также отмечается отсутствие транспортной инфраструктуры у самого объекта.
Кто основал усадьбу?
История усадьбы начинается с Адама Хмары, который после третьего раздела Речи Посполитой присягнул Екатерине II. Во многом благодаря этому ему удалось сохранить свои владения, включая усадьбу в Сёмково. Со временем у комплекса сменилось несколько владельцев, а после Октябрьской революции усадьбу национализировали.

Детский дом и спасение во время войны
В советское время в усадьбе разместили детский дом. С этим периодом связана одна из самых драматичных страниц её истории. Во время немецкой оккупации детей, которых не успели эвакуировать, в какой-то момент оставили без присмотра взрослых. Чтобы выжить, воспитанники ходили за едой в соседние деревни.
В феврале 1944 года бойцы партизанской бригады “Штурмовая” вывезли 274 ребёнка на территорию партизанской зоны. Считается, что этим детям спасли жизнь. В память о тех событиях на территории усадьбы установлен памятный знак.
Почему усадьба пришла в упадок?
После войны дворец перестали использовать как детский дом: в здании не было ни центрального отопления, ни водоснабжения. Рядом построили новое здание, а усадьба начала постепенно разрушаться.
До 2010 года в одном из флигелей продолжали жить люди. Некоторые из них прописаны там до сих пор, хотя постройка признана аварийной и давно не используется. При этом флигель, по оценкам, ещё можно восстановить с относительно небольшими затратами.
С главным зданием ситуация сложнее. После того как дворец остался без крыши, он начал быстро разрушаться. В итоге второй этаж утрачен полностью.