Пара из Нового Орлеана (США) работала во дворе своего дома и неожиданно обнаружила надгробие римского солдата. Выяснилось, что надгробие – с могилы фракийского солдата, служившего на римских кораблях и похороненного в Италии во II веке.

“Мы довольно часто получаем звонки от общественности о странных находках во дворах в этом районе, – рассказал в интервью журналу Live Science археолог из Университета Нового Орлеана Д. Райан Грей, проводивший исследование надгробия. – Часто это оказывается чем-то простым, просто похожим на артефакт”.
В данном случае владельцами дома оказались антрополог из Тулейнского университета Даниэлла Санторо и ее муж Аарон Лоренц. Они сразу сообразили, что их находка – не подделка.
“Когда Даниэлла впервые это описала, я подумал, что это могильный камень XIX века, найденный на кладбище в Новом Орлеане, а затем выброшенный, – сказал Грей. – Однако, как только я увидел фотографию надписи, я сразу заподозрил, что это что-то совсем другое”.
Камень имеет ширину около 30 сантиметров, а его поверхность густо покрыта римским текстом.
Эксперты утверждают, что латинская надпись гласит: “Духам мертвых для Секста Конгения Вера, солдата преторианского флота Мизенского, из племени бессов [Фракии], (который) прожил 42 года (и) прослужил 22 года на войне на триреме [боевом корабле] “Асклепий”. Атилий Кар и Веттий Лонгин, его наследники, сделали (это) для него заслуженным”.
Было ясно, что это надгробие солдата, родившегося во Фракии на севере Греции и служившего на римском военном корабле. Но теперь возникла новая загадка: как надгробие оказалось в Новом Орлеане?
Выяснилось, что эту надпись на камне уже была зафиксирована археологами, но на надгробном камне II века, найденном недалеко от Чивитавеккьи, древнего города и порта примерно в 64 километрах к северо-западу от Рима. Однако после Второй мировой войны надгробный камень объявили пропавшим: он исчез после разрушения музея, в котором находился.
Поначалу было неясно, как надгробие оказалось в Новом Орлеане. Но по мере того, как новость о находке распространялась, нашелся и ответ: местная жительница рассказала СМИ, что древнюю плиту привез сюда американский солдат, воевавший в Италии во время Второй мировой войны.
Эрин Скотт О’Брайен сообщила, что ее дед, Чарльз Пэддок-младший, привез надгробие домой в Новый Орлеан и хранил его в доме до своей смерти в 1986 году. Затем надгробие перешло к О’Брайен, и она установила его в своем саду, когда жила в районе Кэрролтон. В 2018 году она продала дом и забыла там артефакт. А пара, купившая дом, позже его и обнаружила.
Санторо и Лоренц сейчас договариваются с властями США и Италии, чтобы вернуть надгробие в Чивитавеккью.