В СССР политика умела вмешиваться в самые неожиданные сферы жизни – даже в названия автомобилей. Иногда смена таблички на капоте была не просто “косметическим” решением, а прямым отражением идеологических ветров, дующих из Кремля.
“Ну и сколько же стоит ваша “Родина”?
Этот саркастический вопрос Иосиф Сталин задал инженерам Горьковского автозавода, когда они предложили назвать “Родиной” разработанный на заводе автомобиль среднего класса ГАЗ М-20. Понятно, что после такого вопроса лидера страны имя авто изменили: так появилась легендарная “Победа”, названная в честь победы СССР в Великой Отечественной войне в качестве мощного пропагандистского послания. Однако в проектной документации автомобиль долго числился просто как М-20.
ГАЗ М-20 “Победа”
Политическая “перекраска”
До 1957 года Горьковский автозавод выпускал шестиместный и шестиоконный длинный седан большого и представительского класса “ЗИМ” по имени завода, его выпускавшего – “Завод имени Молотова”. Однако в мае 1957-го политическая звезда Молотова закатилась, и завод в Горьком благополучно избавился от его имени. Вместе с этим исчезла и надпись “ЗИМ” на автомобиле – в документах и на шильдиках он стал значиться как ГАЗ-12. Машина осталась прежней, но связь с политиком – обрезана.
ГАЗ-12 (“ЗИМ”)
Почему “ЗИС” превратился в “ЗИЛ”
Грузовик ЗИС-150 тоже попал под “политическую перекраску”. Аббревиатура “ЗИС” означала “Завод имени Сталина”. После XX съезда КПСС и курса на десталинизацию в 1956 году завод был переименован в честь Ивана Лихачёва, который был директором завода с 1937 по 1953 год. Вместе с названием предприятия сменили и обозначение модели: ЗИС-150 превратился в ЗИЛ-150.
ЗИС-150 (ЗИЛ-150)
Снятие имен опальных политиков, отказ от ассоциаций с кумиром, лишившимся культа, и замена “родной земли” на громкое слово “Победа” – все эти истории показывают, что в СССР даже автомобили были частью идеологического фронта. Смена названия в автопроме тогда означала не просто новую табличку, а смену курса страны.
Реалии политики вмешивались в нейминг авто не только в СССР. В мире достаточно примеров. Когда политические ветры “сдували” названия не только моделей автомобилей, но и целых брендов. Об этом – в нашей статье по ссылке.
В автомобильной истории нередки случаи, когда названия автомобилей чуть не становились причиной политических, культурных и юридических конфликтов. Название, задуманное как яркий образ или маркетинговая метафора, вдруг превращалось в политическое заявление, вызывало общественное возмущение или нарушало законы целой страны. Как такое возможно?