Почему возникла такая нестыковка между фактами и датой главного государственного праздника страны?
Операция "Багратион" и освобождение Минска

Минск был ключевым узлом немецкой обороны на Восточном фронте. В июне–июле 1944 года советские войска развернули масштабную наступательную операцию "Багратион", уничтожив группу армий "Центр". Уже 2 июля части Красной армии вошли в Минск с севера и востока.

Однако бои в городе продолжались в отдельных районах и пригородах еще сутки. Именно 3 июля фронт полностью прошел через столицу, и она была окончательно освобождена.
Советская пресса тех лет закрепила за этой датой символический статус. Сообщение Совинформбюро об освобождении нашей столицы вышло именно 3 июля и звучало это так: "…Войска 3‑го Белорусского фронта при содействии войск 1‑го Белорусского фронта, в результате стремительно проведенной операции с глубоким обходным маневром с флангов, 3 июля штурмом овладели столицей Советской Белоруссии – городом Минск. Наши войска вплотную подошли к городу и железнодорожному узлу Молодечно, где завязали бои на окраинах города…".

Вот с тех пор и началось закрепление этой даты в коллективной памяти.
Как дата стала праздником

После войны 3 июля отмечали как день освобождения Минска, но не как общенациональный праздник. В советское время главным днём был 7 ноября (годовщина Октябрьской революции). Лишь в 1990-х, в ходе переосмысления идентичности, возник вопрос — какой должна быть дата независимости у новой Беларуси?
Первоначально, с 1991 по 1996 год, праздником считалось 27 июля — день провозглашения Декларации о государственном суверенитете в 1990 году. Но в 1996 году по инициативе Александра Лукашенко был проведен референдум, по итогам которого День Независимости перенесли на 3 июля — день освобождения Минска.
С тех пор 3 июля стало не только датой памяти, но и поводом для масштабных празднований.