С прямой спиной и твёрдой рукой она выходила к оркестру – и уже никто не сомневался, кто здесь главный. Но в начале пути в Одесской консерватории профессору потребовалось мужество, чтобы взять её на курс.
2 августа 1914 года родилась Татьяна Коломийцева, которая сделала действительно невозможное – стала единственной женщиной‑дирижёром в БССР. А вместе с Вероникой Дударовой – одной из двух официально признанных женщин‑дирижёров во всём СССР.

Полвека за пультом
Родилась Коломийцева в Санкт-Петербурге, начинала как художник, но быстро сменила кисть на палочку. Окончив дирижёрский факультет Одесской консерватории в 1936 году, она быстро вошла в оркестровую элиту: играла с симфоническим оркестром СССР, работала в Виннице, а затем в 1944‑м переехала в Минск.
С этого момента и до конца жизни – за исключением краткого перерыва – она оставалась ведущим дирижёром Большого театра оперы и балета БССР. На её счету десятки премьер: от классики вроде “Пиковой дамы” и “Онегина” до сценических революций – “Орестея” Танеева и вагнеровский “Лоэнгрин” впервые в Минске.
“Суровая” – не значит “недоступная”
Современники описывали Коломийцеву как женщину “с жуткой суровостью”, способную взглядом остановить весь оркестр. Но эта строгость сочеталась с бескомпромиссной преданностью искусству: она экспериментировала, вдохновляла и создавала эмоционально насыщенные спектакли.

А еще она дирижировала в строгом фраке.
Почему женщин‑дирижёров до сих пор так мало?
Консервативный оркестр
Дирижирование долгое время считалось “мужской” профессией, требующей авторитета, силы и контроля. Женщинам часто отказывали в возможности руководить оркестрами, так как считалось, что они не смогут справиться с такой ответственностью.
Отсутствие примеров
Когда нет женщин‑наставниц, когда на концертных афишах – только мужские имена, путь для новых дирижёрок становится почти непроходимым.

Это подтверждают даже недавние исследования: в 2023 году женщины составляли лишь 11% у дирижёрских агентств Великобритании.
Система против
Даже при отличной подготовке женщин редко допускали до вакансий. Карьера зависела не только от таланта, но и от связей. Это означало – закрытые круги, где женщинам не находилось места.
Камилла Кольчинская, ещё одна дирижёрка советского периода, вспоминала, как ей пришлось доказывать право учиться дирижированию всей приёмной комиссии. Та же история – десятилетиями.
Сексизм сегодня
Даже в 2020-х годов звучат комментарии, будто “оркестры лучше реагируют на мужчину”, или “женщина на пульте – отвлекающий фактор”. И хотя ситуация медленно меняется, системная инерция по-прежнему сильна.
Несмотря на рост числа женщин за дирижёрским пультом, их доля остаётся низкой. В 2023 году лишь 11,2% дирижёров, представленных агентствами, были женщинами, а в 2017 – 5,5%.