18 ноября 1787 года на свет появился человек, подаривший миру возможность сохранять мгновения. Луи Жак Манде Дагер – французский художник и изобретатель, чье имя навсегда вписано в историю как одного из создателей фотографии. Его метод, названный дагеротипией, произвел настоящую революцию, изменив искусство, науку и само восприятие мира человеком. 

Луи Дагер.jpg

Кто такой Луи Дагер?

До того как стать отцом фотографии, Луи Дагер был знаменитым театральным художником и создателем “Диорамы”. Это было грандиозное шоу в Париже, где огромные полупрозрачные полотна с помощью сложной системы освещения создавали у зрителей иллюзию присутствия в другом месте или времени. Успех Диорамы принес Дагеру известность и деньги, но именно она подтолкнула его к идее: а нельзя ли найти способ закреплять изображения из камеры-обскуры раз и навсегда, без помощи кисти? Этой задаче он посвятил следующие годы своей жизни.

Рождение дагеротипии: сотрудничество и успех

Дагер был не одинок в своих поисках. Его ключевым партнером был Жозеф Ньепс, который еще в 1820-х годах изобрел гелиографию – первый способ получения фотографического изображения. Однако снимки Ньепса были нечеткими и требовали многих часов экспозиции. В 1829 году они заключили договор о сотрудничестве. После смерти Ньепса в 1833 году Дагер продолжил работу в одиночку и совершил решающий прорыв.

камера Дагера.jpg

Он обнаружил, что посеребренная медная пластинка, обработанная парами йода для светочувствительности, после экспозиции в камере-обскуре может проявляться под воздействием паров ртути. Затем изображение фиксировалось с помощью раствора обычной поваренной соли. Этот процесс, названный дагеротипией, позволял получать исключительно четкие и детальные изображения всего за 15-30 минут, что по тем временам было невероятным достижением.

Первая фотография с человеком: невольные модели

Самым известным снимком Дагера является вид на парижский “Бульвар дю Тампль”, сделанный в 1838 году. На первый взгляд, улица кажется абсолютно пустой – движение экипажей и пешеходов было слишком быстрым, чтобы оставить след на пластинке при длительной выдержке. Однако при внимательном рассмотрении в левом нижнем углу можно разглядеть две фигурки. Это чистильщик обуви и его клиент.

Boulevard_du_Temple_by_Daguerre.jpg

Они оставались неподвижными достаточно долго, чтобы их изображение закрепилось. Так, совершенно случайно, эти люди вошли в историю как первые, кого запечатлела фотография.

Конкуренты и “первое селфи”

У Дагера были конкуренты. Пока он совершенствовал свой метод, английский ученый Уильям Генри Фокс Тальбот разрабатывал калотипию – процесс, позволявший создавать негативы и делать с них неограниченное количество копий. Это был принципиально иной и, в перспективе, более прогрессивный путь.

Bayard,_Hippolyte_-_Selbstporträt_Bayards_als_Ertrunkener_(Zeno_Fotografie).jpg

А еще один пионер, Ипполит Байар, опередил всех в жанре автопортрета. Обиженный тем, что его открытия не получили должного признания на фоне триумфа Дагера, он в 1840 году создал провокационную фотографию. На снимке он изобразил себя утопленником, подписав, что это труп человека, покончившего с собой из-за несправедливости. Эта постановка считается первым в мире “селфи” и одновременно первым фотографическим перформансом.

Смертельные фото и неулыбчивые модели

Смертельно опасный процесс. Дагеротиписты работали с парами ртути, не зная об их страшной токсичности. Многие из них заработали серьезные болезни, повреждения нервной системы и даже скончались от отравления, заплатив за искусство высокую цену.

“Не улыбайтесь!” Выдержка в несколько минут вынуждала моделей сохранять полную неподвижность. Для этого использовались специальные подголовники и крепления, скрытые под одеждой. Естественная улыбка в таких условиях была невозможна.

Без улыбок

Посмертные снимки как память. В викторианскую эпоху фотография стала для многих семей единственной возможностью сохранить образ умершего ребенка или родственника. Такие посмертные фото, где человека часто снимали как бы спящим, были распространенным, хоть и мрачным, явлением.

Посмертные фото

Уникальность и хрупкость. Каждый дагеротип был единственным и неповторимым изображением на полированной металлической пластинке. Его нельзя было размножить, а рассмотреть можно было только под определенным углом. Эти “предки” фотографий хранились в дорогих футлярах как драгоценности.