Каждый белорус бывает потребителем по несколько раз в день: когда мы совершаем покупки в магазине, пользуемся услугами такси, заказываем торт ручной работы на день рождения.

В Беларуси правовые отношения, между потребителями и продавцами, изготовителями товаров, лицами, которые оказывают услуги, регулирует закон "О защите прав потребителей".

Во Всемирный день прав потребителей адвокат Минской коллегии адвокатов, медиатор Антон Гриневич разъясняет, какие конкретно права у вас есть.

Антон Гриневич.png 

Право на исчерпывающую информацию

Потребитель имеет право на сведения о товарах, а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях). В том числе вам обязаны предоставить информацию о характеристиках товаров, которые содержатся в каталогах, рекламе, или в фотографиях. Следовательно, если изображение товара, размещенного на сайте продавца, существенно отличается от самого товара, который привез курьер — есть основания заявить о нарушении права на информацию. В таком случае вы можете отказаться от товара без компенсации продавцу расходов на доставку.

Право на надлежащее качество товаров, а также оказанных услуг

Проще говоря, если вам продали товар ненадлежащего качества, можете смело требовать его замены, либо снижения цены, а также возврата своих денег.

Если подрядчик выполнил работы по монтажу стеклопакетов некачественно, вы вправе требовать устранения выявленных недостатков. Также вам должны компенсировать неустойку, если работы были выполнены не вовремя.

Недобросовестный продавец обязан возместить потребителю все убытки и вред, причиненный вследствие недостатков товара или услуги.

Особенно важно помнить об этом праве в туристических поездках. Часто из-за недобросовестных действий туроператора, путешественники вынуждены нести дополнительные расходы. Например, доплатить за проживание из-за того, что организатор "забыл" забронировать номера в отеле. Или самостоятельно оплачивать экскурсии, которые были оговорены в туре, но туроператор не включил туристов в число участников и т.п.

Любые вынужденные траты потребителя, подтвержденные документами, если они напрямую связаны с недобросовестными действиями исполнителя услуг, можно истребовать с туроператора.

Право на компенсацию морального вреда

Под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания, который испытывал человек по вине "причинителя вреда". Если с физическими страданиями все более или менее понятно, то с нравственными переживаниями часто возникают вопросы.

Судебная практика говорит о том, что нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, в других неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях.

С претензией нужно обратиться к недобросовестному продавцу. Если продавец добровольно вашу претензию удовлетворить отказался или просто ее проигнорировал, смело идите в суд.

Дополнительные гарантии потребителям при судебных спорах

Например, не нужно платить госпошлину за обращение в суд.

Кроме того, потребитель вправе обратиться в суд по месту его жительства, а не по месту нахождения продавца. Например, оформляя доставку товара из Минска к себе домой в Брест, в случае поступления некачественного товара, судиться с продавцом можно будет в Бресте.

О том, к кому обращаться за помощью, чтобы начать разбирательство и какие требования могут быть предметом судебной оценки, обсудим в следующей публикации.