3 июля Госавтоинспекция Беларуси отмечает свой профессиональный праздник — день, когда в 1936 году в Минске начал работать первый отдел по регулированию дорожного движения.

Красный ясень и зеленые фонари

инспектор дорожного движения в старом Минске

Начиналась белорусская ГАИ с шести отделов и 57 человек. Первый начальник службы — Гирша Морсон — выдал инспекторам жезлы, выточенные из красного ясеня. Светофоры в довоенном Минске можно было пересчитать по пальцам одной руки, а ночью регулировщики красили фонари вручную: зеленый — "ехать", красный — "стоять". Иногда — прямо на месте.

Тогда госавтоинспектор был скорее ремесленником, чем чиновником: он следил за знаками, вручную заполнял журнал происшествий, а иногда и обучал водителей.

Служба времени

проверка документов_ГАИ. Фото из ТГ УГАИ.jpg

К началу 1960-х впервые появились единые для всего СССР правила дорожного движения, началось систематическое обучение водителей, а инспекторы получили четкие регламенты и униформу. К 1980‑м у каждого поста был телефон, а в 90‑х появились первые передвижные радары.

Сегодня в арсенале белорусской ГАИ — камеры, планшеты, базы данных в реальном времени и "умные" технологии. Инспектор с жезлом теперь может "пробить" водителя по номерам за секунды — прямо на трассе. По информации МВД, за последнее десятилетие количество тяжелых ДТП в Беларуси снизилось более чем на четверть.

ГАИ — структура, которая работает круглосуточно. Неважно, что за окном — утро 3 июля или снегопад в феврале. Водители, как говорят в службе, "народ непредсказуемый", и дорога ошибок не прощает.

девочка и светофор. Фото из ТГ УГАИ