Он не может войти в дом, пока его не пригласят, боится солнечного света и чеснока, а убить его можно только с помощью кола в сердце. Страшно?
День Дракулы неофициально отмечают 26 мая во всем мире. Он посвящен самому знаменитому вампиру в истории литературы и поп-культуры. В этот день, по легенде, погиб Влад Цепеш, прототип графа Дракулы. Но кем стал вампир за столетия своего существования в мифах, книгах и на экранах — чудовищем, героем или просто смешным соседом? От кровожадных упырей до обаятельных меланхоликов — разбираемся, как менялся образ вампира и почему он все еще кусается.
Вампиры древности: страх, смерть и табу
Вампиры существовали задолго до появления романа Брэма Стокера. В славянской мифологии упыри — ожившие мертвецы, питающиеся кровью живых. В румынских легендах — стригои, души умерших, возвращающиеся, чтобы вредить живым. Образ вампира ассоциировался с болезнями, смертью и нарушением социальных норм.
В литературе XIX века вампиры воплощали страх перед сексуальностью и чуждым, непонятным. Например, в повести "Кармилла" Джозефа Шеридана Ле Фаню (1872) вампирша соблазняет юную героиню, намекая на табуированную женскую сексуальность. А в романе "Дракула" Брэма Стокера (1897) граф — аристократ, угрожающий викторианским ценностям, символизирует страх перед чужеземным и сексуальным.
От чудовища к герою: переосмысление образа
Том Круз и Бред Питт в фильме "Интервью с вампиром"
В XX веке образ вампира претерпел значительные изменения. В экранизированном романе "Интервью с вампиром" Энн Райс (1976) Луи — чувствительный и страдающий персонаж, отвергающий свою природу. Лестат, напротив, наслаждается бессмертием и свободой. Райс представила вампиров как сложных и противоречивых существ, переживающих внутренние конфликты.
Изменения затронули и кино. В фильме "Блейд" (1998) показан полувампир, борющийся с собственной природой и защищающий людей. В сериале "Баффи — истребительница вампиров" (1997–2003) вампиры наделены человеческими чертами — способностью к любви и самопожертвованию.

Романтика и поп-культура: вампиры для всех
В XXI веке вампиры стали важной частью молодежной культуры. Сага "Сумерки" Стефани Майер (2005–2008) представила Эдварда Каллена — вампира, избегающего человеческой крови и влюблённого в смертную девушку. Сериал "Настоящая кровь" (2008–2014) показал вампиров, стремящихся интегрироваться в общество, что отражает темы дискриминации и толерантности.

В музыке мюзикл "Бал вампиров" (1997) Романа Полански объединил готику и юмор, тем самым сделав свою работу культовым произведением. А группа "Пикник" в песне "Вампир" использовала образ вампира как метафору одиночества и вечного поиска.
Юмористический сериал "Реальные упыри" (What We Do in the Shadows), основанный на одноимённом фильме 2014 года, — ещё один пример переосмысления образа вампира. Сериал изображает повседневную жизнь вампиров в Нью-Йорке: они сталкиваются с бытовыми проблемами, соседями и цифровыми технологиями, сохраняя при этом классические черты вампиризма. Это комедия положений, демистифицирующая страх перед вампирами, и превращающая их в обаятельных неудачников.
Вампиры для детей: дружелюбные монстры
В детской культуре вампиры стали милыми и забавными персонажами. Мультфильм "Маленький вампир" (2000) рассказывает о дружбе мальчика и юного вампира. Сериал "Школа вампиров" (2006–2010) изображает повседневную жизнь вампирских подростков, сталкивающихся с обычными школьными проблемами.
Больше не боитесь? И правильно, ведь вампиров не существует (кроме энергетических).