Василий Васильевич Кандинский — русский, немецкий и французский художник-авангардист, теоретик искусства, педагог и общественный деятель.
Он считается одним из основоположников экспрессионизма и абстрактного искусства.
Некоторые из его наиболее известных работ включают в себя: "Красная церковь" (1909-1910), "Святой Георгий" (1911), "Синий всадник" (1903), "Синий гребень" (1917), "Амазонка в горах" (1918), "Золотое облако" (1918) и многие другие.
Кандинский родился 16 декабря 1866 года в Москве в обеспеченной семье бизнесмена. Позже семья переехала в Одессу, где у отца Василия была чайная фабрика.
Кроме посещения гимназии, мальчик учится играть на фортепиано и виолончели, а также рисовал под руководством частного преподавателя.
Отец видел будущего художника юристом, поэтому юноша поступил в университет на эту специальность, окончил его и затем даже стал доцентом и преподавал на юридическом факультете.
Хватило его ненадолго. Однажды на московской выставке французских импрессионистов Кандинский увидел работу Моне "Стог", от которой испытал сильнейшие эмоции. Затем в Большом театре он услышал оперу Вагнера "Лоэнгрин, и на этом точка в юридическом деле была поставлена.
В 30 лет Кандинский юриспруденцию бросил, уехал в Мюнхен и поступил в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе, затем перешел в Мюнхенскую академию художеств.
На резкую смену деятельности Кандинского повлияло то, что он был синестетом — глубоко чувствовал цвета и формы предметов. Синестезия – это вид восприятия, когда реакция одного органа чувств вызывает нестандартный отклик других органов чувств. Он много экспериментировал в своем творчестве и даже разработал теорию о связи между цветом, формой, звуком и эмоциями.
картина "Золотое облако"
Какое-то время художник жил в Германии, затем вернулся в Россию, снова уехал в Германию и потом жил во Франции, где и умер в 1944 году в Нейи-сюр-Сен.
Кандинского за его работы часто критиковали и немцы, и русские. Поэтому он вынужден был менять города, страны. Например, с началом первой мировой пребывание Кандинского в Германии стало нежелательным, он вернулся в Москву, где прожил до 1921 года. Он пытался встроиться в новую культурно-политическую систему, но идеи художника встретили сопротивление и резкую критику в среде конструктивистов, которые отвергали любые проявления иррационального, признавая исключительно аналитический подход к творческим задачам. В Союзе его картины спрятали и забыли. Он вынужденно вернулся в Берлин, где в общем-то его меняющуюся манеру рисовать приняли хорошо. Он даже преподавал в новаторской школе дизайна Баухаус. Идиллия закончилась с приходом к власти Гитлера — Баухаус закрыли, а искусство авангарда объявлено "дегенеративным". Картины Кандинского изъяли из немецких музеев, его публикации попали под запрет. Последовала новая эмиграция — во Францию.
Имя Кандинского на протяжении его жизни было известно многим, хотя не многие видели его работы. Он был не только художником, но и теоретиком искусства. Он дал первое теоретическое обоснование абстракционизма в своей книге "О духовном в искусстве" (1912).
картина "Амазонка в горах"
Крупнейший критик и теоретик американского неоавангарда Клемент Гринберг говорил о художнике: "Он заполняет формы и краски эмоциями и звуками".
картина "Квадраты с концентрическими кругами"
"Горизонталь звучит холодно и минорно. Вертикаль — тепло и высоко. Диагональ соединяет тепло и холод. Острые углы являются тёплыми, жёлтыми и активными. Прямые углы — холодны, красны и сдержанны. Зелёный цвет уравновешивает и звучит, как скрипка. Синий — это орган. Красный звучит, словно барабанный бой. Голубой издаёт звук флейты. Жёлтый поднимает всё выше и выше — до высоты, невыносимой для глаз. Синий опускает в бездонные глубины", — писал он о работах Кандинского в своем тексте "Авангард и китч".
картина "Композиция VIII"
Кандинский активно продвигал идеи о том, что искусство должно быть свободным от реалистичных изображений и должно сосредоточиться на эмоциях и идеях нового времени. О периодах его меняющегося творчества можно спорить долго, но бесспорно, художник произвел впечатление на мир искусства.
картина "Полосатое".