Оксфордский словарь английского языка объявил слово 2025 года. Им стало существительное rage bait (“рейджбейт”), которое выбрали в ходе голосования, где участвовало более 30 тысяч человек. Дословно оно переводится как “приманка для ярости” и обозначает онлайн-контент, созданный с целью вызвать гнев или возмущение у аудитории.
Такие публикации часто являются провокационными, раздражающими или оскорбительными, а их основная цель – привлечь внимание и увеличить трафик на конкретные веб-страницы или социальные сети. За последний год частота употребления этого слова увеличилась втрое, отметили лингвисты Оксфордского словаря.
Почему именно “рейджбейт”?
Признание этого термина отражает текущие интернет-тренды. Президент Оксфордского словаря Каспер Гратволь подчеркнул, что популярность “рейджбейта” свидетельствует о значительных изменениях в способах воздействия технологий на наши реакции. По его словам, раньше интернет был нацелен в основном на привлечение внимания через любопытство, однако теперь акцент смещается на эмоции человека.
К слову, “рейджбейт” иногда путают с “кликбейтом”, но их цели различаются: задача “рейджбейта” вызвать эмоциональный отклик, в то время как кликбейта – только получить просмотры.
Слово 2025 года по мнению Кембриджа
Ранее Кембриджский словарь английского языка объявил своё слово 2025 года. Им стало прилагательное parasocial (“парасоциальный”): оно означает связь, которую человек чувствует между собой и знаменитостью, с которой при этом не знаком. Более того, это может быть также персонаж из книги, фильма или сериала.
Например, когда поп-звезда Тейлор Свифт и американский футболист Трэвис Келси объявили о своей помолвке в начале года, многие фанаты почувствовали сильную связь с ними, несмотря на то, что большинство из них лично с парой не знакомо.
Изначально слово применялось только в академической среде, однако в 2023 году его внесли в Кембриджский словарь после того, как редакторы заметили: оно стало появляться в новостях и социальных сетях по всему миру. Об этом рассказала британская газета The Independent.
По данным лингвистов, чаще всего в 2025 году в Сети появлялись словосочетания “парасоциальные отношения” и “парасоциальная скорбь”. В первом случае человеку кажется, что он знает знаменитость “на личном уровне”, пусть и не встречался с ней.
Во втором – говорится о чувстве горя, которое человек испытывает после смерти знаменитости или персонажа какого-либо произведения. Эксперты отмечают, что парасоциальная скорбь может возникнуть даже при распаде музыкальной группы или финале любимого сериала.