Кто такой Рембрандт?

Рембрандт родился в Лейдене, в зажиточной семье мельника. Уже в юности он начал изучать живопись, а в 1625 году открыл собственную мастерскую в родном городе. Через несколько лет перебрался в Амстердам, где стал одним из самых востребованных художников. Его специализация — портреты, сцены из Библии и мифологии, автопортреты. Особое внимание он уделял светотени: техника кьяроскуро у Рембрандта доведена до предела выразительности.
Картины Рембрандта редко попадают на аукционы — большинство хранится в музеях. Однако в 2009 году портрет "Портрет мужчины с руками на поясе" был продан за $33,2 миллиона. Это одна из самых дорогих его работ.

Некоторые эксперты считают, что гипотетическая продажа его шедевра "Ночной дозор" могла бы принести сумму свыше $500 миллионов.

С 1633 года художник начал подписывать свои картины просто: Rembrandt. Это имя стало не просто подписью, а визуальным знаком, синонимом качества и оригинальности.
Почему только имя?
Во-первых, это следование традиции. В эпоху Возрождения принято было называть художников по имени: Рафаэль, Леонардо, Микеланджело. Их индивидуальность считалась неотделимой от творчества. И Рембрандт включил себя в этот ряд.
Во-вторых, это такой маркетинг XVII века. Имя Rembrandt стало узнаваемым брендом. Простая подпись без фамилии превращала его работы в объект коллекционирования.
Ну, и, конечно же, личная уверенность. Такая подпись — заявление: "мое имя говорит за меня".
Кто еще так делал?

Использование только имени или псевдонима — распространенная практика в искусстве, особенно у художников, стремящихся к созданию узнаваемого образа. Рафаэль, Микеланджело, Тициан — художники эпохи Возрождения, для которых имя было синонимом авторского стиля. Они действительно чаще известны по именам, однако это отчасти связано с тем, что фамилии не всегда использовались в современном смысле, а идентификация происходила по имени, отчеству или городу (например, "да Винчи", т.е. "из Винчи"). Это не было "маркетинговой стратегией" в современном понимании, но служило способом идентификации художника.
Винсент ван Гог подписывал работы как Vincent, чтобы его имя было легче воспринимать иностранной публике. Модильяни часто использовал в подписи лишь Amedeo.
Американский художник Жан-Мишель Баския подписывал работы псевдонимом SAMO, а позже просто именем.
Одноименные подписи — это всегда жест: вызов традиции, знак самоидентичности, попытка вписать себя в историю на равных с классиками. На современном языке — это бренд, даже торговая марка.