Учёные выяснили, что жизнь в социальной изоляции у пожилых крыс приводит к ускоренному ухудшению когнитивных функций – эффект, который они сравнивают с действием токсинов на нервную ткань, пишет научный журнал AGING.

мозг2.jpg

В эксперименте 19 крыс разделили на две группы: одна жила в компании сородичей в коллективном вольере, другая – индивидуально, но при этом могла видеть и ощущать запах остальных (то есть не полная сенсорная изоляция).

Хотя все крысы получали одинаковые игрушки и стимулы, различие в социальной среде оказалось решающим:

  • У крыс, живших в одиночных клетках, проявились выраженные нарушения памяти и когнитивной гибкости,
  • Им приходилось активировать нейроны в передней поясной коре гораздо сильнее, что указывает на “истощение ресурсов”.
  • У социализированных крыс когнитивные функции сохранялись на уровне молодых особей, и снижение активности в гиппокампе (в частности, в области CA3), характерное для старения, было минимальным.

Интерпретация и значимость для людей

По мнению исследователей, эксперимент с крысами может быть отчасти релевантен человеку: социальная изоляция у пожилых способна ускорять когнитивное старение, в то время как активные социальные связи могут выступать защитным фактором.

“Поощрение общения и социальных взаимодействий – один из самых эффективных способов защитить мозг от “токсичного” воздействия изоляции и сохранить ясность ума с возрастом”, – констатируют авторы.

Социальные связи могут не только поддерживать память, но и снижать хронический стресс, который сам по себе вреден для мозга.

Ограничения и осторожность

Перенос результатов с крыс на человека всегда требует осторожности – мозг, социокультура и уровни стимуляции сильно различаются.

В реальной жизни изоляция часто сопровождается другими факторами: сниженной физической активностью, депрессией, ухудшением сна, хроническими заболеваниями, что усложняет выделение чисто “социального” эффекта.

Исследование не даёт прямых доказательств о том, можно ли “отыграть назад” потерянные функции через возвращение к общению на поздних стадиях.