Наш читатель Николай из Минска возмущен. “Каждый день наблюдаю в магазине возле своего дома одну и ту же картину: вечером длинная очередь, а из трех касс работает одна. Иногда возмущение срабатывает, приходит второй продавец и открывает дополнительную кассу. Но лишь иногда”, – написал он в редакцию Smartpress.by.

И спрашивает: если ли какие-то правила торговли, регулирующие количество работающих касс в магазинах и сколько вообще их должно быть “на единицу покупателя”.

очередь на кассе

Что мы выяснили?

Основной норматив защиты прав потребителей – Закон Республики Беларусь “О защите прав потребителей”. Он гарантирует потребителю качество, безопасность, справедливое обслуживание.

Однако закон не устанавливает, сколько касс должно быть в магазине и сколько из них должны работать одновременно.

В постановлении Совмина №703 “О правилах продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания” (от 22 июля 2014 г.) – тоже нет нормы “включить вторую кассу из-за очереди”. Оно лишь предполагает, что все покупатели, которые уже находятся в зале перед закрытием, должны быть обслужены.

Таким образом: ни закон о защите прав потребителей, ни торговые правила не предоставляют покупателям право требовать “автоматического открытия дополнительных касс” при любой очереди.

Что реально можно сделать – и почему

Это не значит, что все безнадежно. Есть нюансы.

Если очередь и медленное обслуживание превращаются в систематическое нарушение – можно говорить о некачественном оказании услуги (долгое ожидание, неспособность обслужить покупателей за разумное время). Тогда можно жаловаться как за нарушение условий обслуживания.

Если магазин объявил конкретный режим работы, но при этом закрывает кассы раньше времени или лишает покупателей возможности возразить – это может нарушать пункт о том, что все “посетители, находящиеся в торговом зале к моменту закрытия, должны быть обслужены”.

Можно также ссылаться на принцип разумного обслуживания и хорошей деловой репутации: если очередь – обычная, касса одна – это, по сути, бизнес-решение магазина. Но если магазин заявляет о доступности, быстром обслуживании и комфортных условиях, он должен обеспечить эти условия на самом деле.

Куда жаловаться?

Если вы считаете, что магазин систематически нарушает ваши права как пользователя, вы можете:

  • обратиться с жалобой в администрацию магазина;

  • написать заявление в любой местный орган защиты прав потребителей.

  • в (совсем) крайнем случае – обратиться в суд о защите прав потребителя, если вы считаете, что вам причинили ущерб (в том числе моральный или материальный).

Почему не открывают вторую кассу?

Потому что нет четкой нормы, требующей держать “на всякий случай” вторую кассу – магазин просто экономит.

В большинстве случаев режим обслуживания – бизнес‑решение: открыть дополнительную кассу – значит увеличить затраты. Или все еще проще – магазину элементарно не хватает персонала.

Конечно, магазин в таких ситуациях ничего не нарушает и ничего вам не должен... Однако, если он дорожит своей деловой репутацией, то скорее всего пойдет навстречу покупателю. Дерзайте!

Задать вопрос в нашу рубрику “Мы выяснили” очень просто: заходите в чат-бот (@smartinf_bot), спрашиваете, а мы разбираем ваш вопрос. Ответы публикуем по вторникам и четвергам с 17:00 до 18:30 на сайте и в нашем Telegram-канале.