Жильцы многоквартирных домов часто сталкиваются с вопросом: кто должен обеспечивать чистоту в подъезде – сами наниматели или организация, которая обслуживает дом? Ситуация усложняется, когда большинство квартир служебные, и жильцы не уверены, какие обязанности лежат на них, а какие – на наймодателе. Именно такой вопрос волнует нашу читательницу Ирэну:

“Служебное / арендное жилье, предоставляемое работодателем своим работникам /жильцам оплачивается работником/ жильцом дополнительно, отдельно от коммунальных услуг. Обязан ли работодатель производить уборку подъезда, где живут его работники, или сами жильцы/ работники должны убираться в подъезде. Все квартиры подъезда, кроме 3 являются служебными. И никто не убирается. Спасибо за ответ”, – написала она.

уборка подъезда

Разбираемся, что по этому поводу говорят нормативные акты.

Что прописано в законодательстве

Жилищный кодекс Беларуси определяет базовый принцип: наниматель обязан использовать жилье по назначению и соблюдать требования санитарного содержания только в пределах самого жилого помещения. Подъезд, лестничные клетки, лифтовые холлы, коридоры – это уже вспомогательные помещения жилого дома.

Пункт 7.5 Правил пользования жилыми помещениями требует, чтобы граждане содержали в чистоте и порядке вспомогательные помещения, но речь здесь идет не о самостоятельной регулярной уборке, а о бережном отношении: не мусорить, не портить, не захламлять общие зоны.

При этом пункт 4 этих же Правил возлагает обязанность по содержанию жилых домов и вспомогательных помещений на эксплуатирующую организацию (ЖЭС, ЖРЭО, ТС и т.д.). То есть, именно она отвечает за уборку, поддержание порядка и санитарное состояние общих зон.

Эту норму конкретизирует постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства № 7 от 12 июня 2020 года, которое устанавливает:

  • какие именно работы должны выполняться;

  • с какой периодичностью;

  • кто за это отвечает.

По сути, это официальный график уборки подъездов и прочих общедомовых помещений, который обязателен для исполнения тем, кто обслуживает дом.

Что это означает для вашей ситуации

Подъезд, лестничные клетки, холлы – все это относится к вспомогательным помещениям, которые обязана обслуживать эксплуатирующая организация, а не жильцы самостоятельно.

Важно: законодательство не требует, чтобы каждый жилец лично мыл лестницы или подметал площадку у лифта. Такая обязанность может появиться только, если это прямо прописано в договоре найма или аренды.

Если жилье служебное, предоставленное работодателем, то:

  • содержание общего имущества ложится на наймодателя или эксплуатирующую организацию;

  • жильцы отвечают лишь за чистоту внутри своей квартиры и корректное пользование общими зонами.

Если в вашем доме квартиры в основном служебные, то обязанность по уборке подъезда в большинстве случаев лежит именно на организации-наймодателе.

Как действовать, если уборку никто не проводит

Проверить договор найма служебного жилья.

Если обязанности по уборке общих помещений там не указаны, применяются общие правила: уборка – зона ответственности эксплуатирующей организации.

Направить письменный запрос.

Обращение можно направить:

работодателю (если он является наймодателем);

организации по эксплуатации жилого фонда.

В письме можно сослаться на требования Постановления № 7 о санитарном содержании вспомогательных помещений.

Коллективное заявление от жильцов.

Если жильцы готовы убирать подъезд сами, это возможно – но только по взаимному согласию всех нанимателей и собственников. Это не обязанность, а добровольная договоренность.

Фиксировать отсутствие уборки.

Фото, даты, сообщения жильцов – при необходимости это поможет аргументировать обращение или жалобу.

Резюме: В Беларуси вопросы содержания общего имущества многоквартирных домов регулируются сразу несколькими документами – Жилищным кодексом, Правилами пользования жилыми помещениями и постановлениями МинЖКХ. Эксплуатирующие организации обязаны обеспечивать уборку, освещение, санитарное состояние и сохранность общих зон. Жильцы не являются исполнителями этих работ, если договор найма не содержит специальных условий. На практике споры чаще всего возникают в домах со смешанным форматом проживания – служебными и приватизированными квартирами.

Задать вопрос в нашу рубрику “Мы выяснили” очень просто: заходите в чат-бот (@smartinf_bot), спрашиваете, а мы разбираем ваш вопрос. Ответы публикуем по вторникам и четвергам с 17:00 до 18:30 на сайте и в нашем Telegram-канале.