24 декабря для многих особенный вечер. В домах зажигают свечи, накрывают столы, звучат колядки, а в храмах готовятся к ночным богослужениям. Для католиков и протестантов, живущих по григорианскому календарю, это сочельник перед Рождеством 25 декабря. В этот же вечер к празднику готовятся и православные, которые отмечают Рождество по новоюлианскому календарю – он тоже приводит их к дате 25 декабря.
На первый взгляд – совпадение. На самом деле – результат долгой и запутанной истории календарей, реформ и церковных решений.
Почему календари разошлись
Исторически все христианские церкви жили по юлианскому календарю, введенному еще в Древнем Риме. Но со временем он начал “опаздывать” по отношению к астрономическому году. К XVI веку разница стала заметной – даты равноденствий смещались, а вместе с ними и церковные праздники.
В 1582 году папа Григорий XIII ввел григорианский календарь, который точнее соответствовал движению Земли вокруг Солнца. Католические страны перешли на него довольно быстро, за ними – протестантские. Православный мир оказался осторожнее: многие церкви сохранили юлианский календарь из опасений нарушить традицию.
Так Рождество “раздвоилось”: 25 декабря по григорианскому календарю стало 7 января по юлианскому.
Новоюлианский компромисс
В XX веке появилась попытка примирить традицию и астрономию. В 1923 году был предложен новоюлианский календарь. Он полностью совпадает с григорианским до 2800 года, но формально остается “юлианским” по структуре, что сделало его приемлемым для части православных церквей.
Сегодня по новоюлианскому календарю живут, например, Константинопольская, Элладская, Румынская, Болгарская православные церкви. Они празднуют Рождество 25 декабря, вместе с католиками и протестантами.
Другие православные – в том числе Русская, Сербская, Иерусалимская церкви (а также Кипрская, Александрийская, Антиохийская, Албанская, Чешских земель и Словакии) – продолжают придерживаться старого юлианского календаря и отмечают Рождество 7 января.
Разное Рождество – один смысл
Календари различаются, даты расходятся, но сам праздник остается удивительно похожим. И у католиков, и у протестантов, и у православных Рождество – это не столько шумное торжество, сколько история о тишине, свете и надежде.
Сочельник – время ожидания. Пост, свечи, семейный ужин, молитва. У католиков это может быть облатка и 12 постных блюд, у православных – кутья, у протестантов – простота и акцент на домашнем богослужении. Формы везде разные, но интонация одна: остановиться, оглянуться, вспомнить о рождении Христа как о начале новой истории.
Даже символы во многом совпадают: свет в темноте, Вифлеемская звезда, колядки, помощь ближним, желание мира – в семье, в стране и в мире в целом.
Праздник все равно объединяет
В последние годы, особенно в странах с разными христианскими традициями, Рождество все чаще воспринимается как общее пространство, а не повод для разделения. Кто-то празднует дважды – 25 декабря и 7 января. Кто-то просто радуется тому, что можно отметить светлый день в самый темный период года.
24 декабря в этом смысле – точка пересечения. Вечер, когда разные календари на мгновение сходятся, а различия отступают перед главным смыслом праздника.
Разница между юлианским и григорианским календарями сегодня составляет 13 дней. Новоюлианский календарь совпадает с григорианским до 2800 года, после чего расхождение вновь появится. Споры о календарях в христианстве продолжаются уже более 400 лет и остаются не только богословским, но и культурным вопросом.