20 декабря 1699 года российский царь-реформатор Пётр I выпустил указ, который шокировал подданных: “…в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом… учинить украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… а пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает”.

Петр I.jpg

Так Россия вприпрыжку, с фейерверками и наряженными ёлками, перешагнула с 1 сентября на 1 января. Но что же было до этого? Оказывается, дата начала года – одна из самых “путешествующих” в истории. Наши предки “сбрасывали счетчик” в самые разные дни, и их выбор был далеко не случаен.

Давайте отправимся в путешествие по древним календарям и посмотрим, когда же на самом деле наступал Новый год.

Весна. Пробуждение жизни и сельский “дедлайн”

Для большинства древних цивилизаций Новый год был не про бой курантов, а про ритмы природы.

Древний Вавилон (Месопотамия). Здесь праздновали Акиту – грандиозный 12-дневный фестиваль в честь победы бога Мардука над хаосом. Дата была привязана к первому новолунию после весеннего равноденствия (конец марта). Это был логичный старт: разливаются реки, можно начинать пахоту. Царя на празднике могли отхлестать по щекам, чтобы он не зазнавался – вот такое политическое обновление года.

Мессопотамия

Древний Рим (до Цезаря). Первоначально римский год начинался 1 марта. Месяц был посвящён Марсу – богу войны и, что важно, защитнику урожая. Впереди – сезон военных походов и полевых работ. Сентябрь (September) был седьмым месяцем, октябрь (October) – восьмым, и так далее. Всё логично!

Древняя Русь (языческая). Славяне также отмечали начало года весной, чаще всего в день весеннего равноденствия (22 марта). Праздник Комоедица (позднее – Масленица) был прощанием с зимой и встречей солнца. С приходом христианства из Византии пришла традиция начинать год 1 сентября, в Семёнов день, но народная память о весеннем пробуждении жила гораздо дольше.

Древняя Персия (и многие народы Востока). Праздник Навруз, что значит “новый день”, отмечается 21 марта в день весеннего равноденствия. Это символ абсолютной гармонии света и тьмы, торжества жизни. Навруз пережил исламизацию и празднуется до сих пор как главный праздник года в Иране, Азербайджане и странах Центральной Азии.

Осень. Урожай, долги и боги потустороннего мира

Если весна – это надежда, то осень – это итог. И для некоторых культур именно завершение цикла было идеальным моментом для начала нового.

Кельты (Ирландия, Британия). Их главный праздник года – Самайн, отмечавшийся в ночь с 31 октября на 1 ноября. Это был не просто Новый год, а мистическое время, когда стиралась грань между мирами живых и мёртвых. Хозяйственный год завершён, урожай убран, скот перегнан с летних пастбищ – можно подводить итоги и… бояться призраков. Отголоски Самайна мы слышим каждый год в Хэллоуин.

Самайн

Древняя Русь (христианская). После Крещения Руси официальным началом года стало 1 сентября (“Новолетие”). Это была византийская традиция, связанная с завершением уборочной страды и сбором податей. В Москве на Соборной площади проходил торжественный “Чин летопроводства” с участием патриарха и царя.

Зима и Лето. Солнцестояния как точки отсчёта

Некоторые народы ориентировались на самые важные астрономические события – самые длинные и самые короткие дни в году.

Древний Египет. 4800 лет назад у египтян Новый год приходился на день летнего солнцестояния: праздник был установлен, вероятно, по времени разлития Нила, который орошал поля, обещая обильный урожай в будущем. Однако к периоду Среднего царства – 2030–1640 годы до нашей эры – Вепет-Ренпет уже отмечали в декабре, близко к дню зимнего солнцестояния.

“Календарные войны”: Почему победило 1 января?

Так как же случилось, что почти весь мир сошёлся на 1 января? Спасибо (или нет?) Древнему Риму.

Древний Рим.jpg

В 46 году до н.э. Юлий Цезарь проводил календарную реформу. Новый, юлианский календарь, требовал чёткой фиксированной даты. Он выбрал 1 января. Почему?

  • Политика: Это был день вступления в должность новоизбранных римских консулов – высших чиновников. Год начинался с нового правления.

  • Религия: Месяц январь (Ianuarius) назван в честь двуликого бога Януса, который смотрел одновременно в прошлое и будущее. Идеальный покровитель для начала.

  • Практика: После зимнего солнцестояния день начинает прибывать – символ роста и надежды.

Римская империя разрослась, а вместе с ней и её календарь. Христианская церковь сначала боролась с “языческим” праздником, но потом адаптировала его. А Пётр I, “прорубая окно в Европу”, просто скопировал то, что к тому времени уже было стандартом в западном мире.

Вот так из древних сельскохозяйственных и астрономических ритмов, из мистики кельтской ночи и римской политики родился тот праздник, который мы ждём каждый год – с ёлкой, шампанским и надеждой на чудо. Главное, чтобы без “мордобоя”, как и завещал Пётр.