До начала XX века управление автомобилем считалось личным делом каждого – права выдавались без проверок, без вопросов и зачастую без понимания, что человек садится за руль сложного и опасного механизма.
Обучение вождению (змейка) в Висбадене Германия 1921 год. Фото fishki.net.
Но потом все изменилось. С ростом числа автомобилей в крупных городах увеличилось и количество аварий. Власти поняли: хаос на дорогах необходимо обуздать, а водитель должен быть не только владельцем авто, но и компетентным участником движения. Так родился экзамен по проверке знаний ПДД.
Понятно, что экзамены стали ответом на рост ДТП и непрофессиональное поведение водителей. Цель была проста: проверить знание правил, оценить навыки вождения и, главное, стандартизировать доступ к управлению транспортом. Впервые это произошло 7 июля 1919 года в Нью-Йорке, когда были введены письменные экзамены для водителей в дополнение к уже существующим практическим испытаниям. Позже практика распространилась по всей Америке, а за ней последовали и другие страны.
Ученик в автосимуляторе. Германия, Лейпциг, 1926 год. Фото fishki.net.
В разных частях мира сложность экзамена отличается: где-то достаточно только знать теорию, а где-то – только уметь управлять автомобилем.
ТОП-5 стран, где экзамен – формальность, а права – почти сувенир
Легче всего сесть за руль в Мексике. На большей части страны не нужно сдавать практический тест (только теорию). Более того, даже и теоретический экзамен был введен только в 2018 году. Но самое главное – в Мексике можно водить машину уже с 15 лет, правда только временно и если рядом сидит взрослый с правами, с 16 можно получить ученические права и ездить "с сопровождением", а с 18 – полноценное водительское удостоверение.
На втором месте – Индия. Здесь сдают компьютерный тест на знание базовых правил, а в качестве практики – короткий (до 3 минут) маршрут, иногда даже без экзаменатора. Неудивительно, что ежедневно на индийских дорогах погибает около 500 человек, в основном из-за превышения скорости и вождения без прав. Действительно, какой в них толк, если все равно никто ничему не учит.
Автомобили на перекрестке в Индии
Третья строчка рейтинга за Пакистаном. Экзамен здесь скорее формальность: вопросы (часто устные) по дорожным знакам – на треть из них можно ответить неправильно. Практика вождения – демонстрация базовых маневров. Получается, если ты "опознал" два знака из трех, тронулся с места, проехал по прямой, повернул и остановился – права у тебя у тебя уже в кармане. Но зато есть пошлина за право вождения на 3 или 5 лет.
Четвертое место. Канада. Здесь все относительно просто. Относительно – потому что во разных штатах требования могут существенно отличаться. Чтобы получить ученические права, нужно сдать теоретический тест (32 правильных ответа на 40 вопросов), но ездить можно только с сопровождающим. Второй уровень – практическое вождение в городе. Третий – еще один практический текст в сложных условиях, среди которых парковка задним ходом – семечки для любого выпускника белорусской автошколы.
В Австралии тоже многоступенчатая система прав: на ученическое удостоверение нужно пройти теоретический экзамен по ПДД и можно сразу получить возможность ездить "под присмотром". А вот чтобы получить стандартные права, потребуется пройти несколько кругов тестов. Среди них тест на восприятие и проверку навыков вождения в реальных условиях.

Права под грифом "строго по заслугам": ТОП-5 стран с самыми сложными экзаменами
Что на другой стороне рейтинга и где тяжелее всего сдать экзамен на получение прав?
Япония – несомненный лидер рейтинга сложности экзамена на получение прав. Нужно правильно ответить на 90 вопросов из 100 на экзамене по теории. Практический экзамен – тот еще квест: узкие проезды, горки, змейка, экстренное торможение. Снизить оценку могут за мелочь: не повернул голову при маневре – получи штрафной балл. С первого раза на права в Японии сдают только 40% претендентов.
Следующая в рейтинге – Финляндия. Экзамен по теории – 50 вопросов, на 5 из которых можно дать неправильные ответы. Требуется обязательный курс обучения и серьезный экзамен по практике вождения, включающий езду ночью, по скользкой дороге, загородное движение и автобаны. За нарушения в течение двухлетнего испытательного срока – повторный экзамен.
В Германии обучение в автошколе обязательное, теоретический экзамен состоит из 30 вопросов различной сложности. За неправильные ответы начисляют штрафные баллы в зависимости от "ценности" вопроса. Практический экзамен, как и в Финляндии, – на разных дорогах в разных дорожных условиях.
Обучение вождению зимой
В Норвегии экзамен не так страшен, как обучение перед ним. В обязательном порядке изучают вождение в зимних условиях, на трассах и в горах, а в теоретическом курсе особое внимание уделяют поведению в ДТП и психологии. В теоретическом экзамене – 38 правильных ответов на 45 вопросов, а практический, как правило, длится около часа.
Замыкает топ-5 стран с самыми сложными экзаменами на получение прав Южная Корея. Экзамен состоит из 40 вопросов, но "вес" у них разный: необходимо набрать 60 баллов из 100 возможных. А вот практический экзамен почти как у нас: движение по заранее определенному маршруту в городе на протяжении 15 минут. Если удалось сдать экзамены, права сразу выдадут только на год, а постоянные – после успешного "испытательного срока".
Водительские права в Японии
В каждом монастыре свой устав – а в каждой стране свой порядок получения водительских прав. Требования и технологии могут отличаться, но суть остается неизменной: автомобиль – это источник повышенной опасности, и управлять им нужно так, чтобы потом не жалеть о последствиях.