В магазинах всё чаще возникают ситуации, когда покупатель не может расплатиться банковской картой. Терминал то зависает, то “временно не работает”, а сотрудники предлагают одно решение – искать ближайший банкомат. Для многих, кто давно перешёл на безналичный расчёт, это превращается в серьёзное неудобство. Разбираемся, что можно сделать в такой ситуации.

Терминал в магазине

Что делать, если терминал не работает?

Председатель Могилёвской городской организации Белорусского общества защиты потребителей Ольга Баранова рассказала газете “СБ. Беларусь сегодня”, что покупатель вправе выбирать, как платить. Статья 9-1 Закона “О защите прав потребителей” обязывает продавца обеспечить возможность как наличных, так и безналичных расчётов. Проще говоря, нерабочий терминал – не проблема покупателя.

В каких случаях терминал обязателен?

Перечень объектов, которые должны иметь платёжные терминалы, установлен постановлением Совета министров и Нацбанка №924/16 с изменениями, включая №704/22 от 26 сентября 2024 года. Если магазин подпадает под этот список, отсутствие безналичной оплаты – нарушение. Особенно если оборудование выходит из строя регулярно, а меры по его восстановлению не принимаются.

Можно ли получить компенсацию, если продавец отказал в оплате картой?

Ольга Баранова рекомендовала сообщать о таких фактах в территориальные органы МАРТ как о нарушении прав потребителя. Также важно уведомлять ИМНС по месту регистрации магазина – о нарушении порядка приёма платежей и использовании кассового оборудования.

Вместе с тем статья 18 Закона “О защите прав потребителей” даёт возможность требовать компенсацию морального вреда независимо от имущественного ущерба. Суд оценивает, какие страдания понёс покупатель и какова вина продавца. Если человека вынуждают искать банкомат, тратить время и испытывать стресс из-за неправомерного отказа в оплате картой, основания для требований могут быть – при наличии доказательств.

Чтобы защитить свои права, нужно:

  • сфотографировать объявления “Терминал не работает”;
  • при необходимости привлечь свидетелей;
  • сохранить чеки и квитанции;
  • подать письменное обращение в МАРТ и ИМНС.

Такие действия помогают не только конкретному покупателю, но и способствуют дисциплине в торговой сфере, отметила Ольга Баранова.